Игра в кости   —   Лист 1

Игра в кости


В индианистике есть целая литературе об игре в кости1)1. Отклик науки вызван тем, что в древней Индии эта игра была очень популярна и что в памятниках художественной литературы древних индусов этой игре было отведено большое место. Самый классический пример из художественных произведений – это эпизод Магабхараты* о Нале, – пример, чересчур известный. Менее знакомы и менее привычны многочисленные иллюстрации из области религиозной литературы и обряда: а они-то как раз явились главным материалом для определения культового характера игры в кости. Итак, культовое происхождение этой игры уже доказано. Игра в кости была священным обрядом при жертвоприношении и ритуально увязывалась с культом огня, производительности и смерти. Отчего это было именно так? – Ответ кажется ясен, если сказать главное: кости явились позднейшей заменой бобов и зерен, а игра – гаданья. Самое происхожденье обрядового гаданья выявлено настолько, что можно о нем говорить прямо. В загадываньи и разгадываньи ставился вопрос о жизни и смерти, и ответ считался делом божества; гаданье, прежде, чем стать игрой, было священным действом, равносильным приходу бога и объявлению его воли. Но еще до этого, до существования организованного пантеона богов, в обряде гаданья происходила реновация тех, кто гадал: «да» – приносило жизнь, «нет» – смерть. Естественно, что обрядовое гаданье осталось принадлежностью всех праздников, связанных с изменением, сменой времен года, рождением и смертью солнц: под новый год, под рождество гадали впоследствии по наследству, полученному от языческих празднеств, и в это же время традиционно играли в кости. В одну линию с обрядовым гаданьем следует поставить и обычай задавать загадки: мы знаем из фольклора, что сло

Комментарии:

1 См. Schröder, Bohnenverbot, WZKM 15, 1901 [Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. Данная работа Леопольда фон Шредера затрагивает игру в кости в связи с табу, распространяемым на бобы. Собственно материал по игре в кости в Индии систематически рассмотрен в вышедшей несколько позже специальной монографии Людерса (Lüders H. Das Würfelspiel im alten Indien, Abhandlungen der kön. Ges. Wiss. zu Göttingen. N.F. Bd IX, No.2. Philol.-historische Klasse, 1907). На эту работу Фрейденберг ссылается в «Поэтике сюжета и жанра» (Л.,1936, примеч. 397). Неясно, почему, говоря о целой индианистической литературе, Фрейденберг приводит только работу Шредера, причем не о мистерии и миме в «Ригведе», в которой Шредер продолжил труд Людерса, и которую Фрейденберг многократно использует в «Поэтике сюжета и жанра». В монографии Mysterium und Mimus in Rigveda (Leipzig, 1908) Шредер посвящает главу (С.377–395) теме проигравшегося игрока в кости, чей монолог содержит гимн «Ригведы» (X, 34). Дополнительно можно назвать такие индианистические работы как Hillebrandt A., Ritual-litteratur, vedische Opfer und Zauber (Strassburg, 1897. S. 106–108) и его же Vedische Mythologie (Bd II. Breslau, 1899. S. 119–121). Здесь и далее дополнения в квадратных скобках принадлежат публикатору.] .