Игра в кости   —   Лист 2

весное загадыванье и отгадыванье приносило жизнь или смерть. Загадка в сказках задается сверхъестественными существами, и тот, кто не может ответить на неё, умирает, тот, кто отвечает, получает спасение и победу. Загадчик, загадка которого разгадана, погибает: Сфинкс может существовать и вредить людям, пока его не победит в разгадке Эдип. Таким образом, носитель загадки – и есть та смерть, от которой спасается разгадчик. В загадываньи и разгадываньи лежит, следовательно, момент борьбы, поединка: он может быть дан в словесной форме, но параллельно и в действенной. Это загадыванье и разгадыванье составляет ось гаданья: невидимому существу задаётся вопрос, а оно так или иначе отвечает. Вот почему оракул говорит в загадочной форме; вот почему загадыванье и гаданье происходят, первоначально, в храмах и прорицалищах божества и сопутствуют праздникам. Сперва загадывают и разгадывают при помощи небесных светил (гаданье на звёздах), злаков, плодов, растений; дальше всего удерживаются в традиции бобы. Но бобы-то как раз имеют в фольклоре значение смерти и плодородия; о бобах можно сказать, что они играют роль более архаичную, чем Сфинкс, когда тот, олицетворяя смерть, должен уступать свое место Эдипу. Если в гаданьи двое партнёров, характер поединка и гибели или победы ясен. Но он мнимо затушёван, если разгадыванье происходит при помощи зерна, боба или ореха: на самом деле и здесь состязуются двое, и предметом жизни или смерти является олицетворение этих двух представлений в виде одного и того-же плода. Из двух гадающих один – в роли загадчика, Сфинкса, смерти, другой – разгадчика, победителя-Эдипа; они гадают при помощи того, что есть смерть-жизнь, т.е. плода, который может обернуться своей хтонической или своей производительной стороной. Мировоззренческая сущность гаданья та-же,

Комментарии: