что и у загадки, и её генезис нерасторжим от всех вопросов, с которыми связано происхождение метафоры. Сперва обе части загадки равны одна другой: в основе лежит образ, который имеет два варианта одинаковой значимости. Когда семантическая равнозначность двух вариантов забыта, одна часть загадки становится иносказанием другой; еще один шаг, – и уже вторая часть интерпретирует первую, вскрывая ее в иной форме и раскрывая её якобы истинное значение. Но не может быть сомненья в том, что при первоначальной одинаковой значимости двух частей загадки и при равноправии двух вариантов образа – двух метафор – загадки нет. Она создаётся в тот момент, когда ее генетическая сущность исчезает, а возникает функциональная. При гаданьи только тогда появляется его истинный смысл, когда имеются два противоборствующих начала. Поэтому, никакой плод не заключает в себе предпосылок к гаданью; его создают антиподы-партнёры, борющиеся за победу. Гаданье, таким образом, становится состязанием; и когда обряд вырождается в игру, играют при помощи бобов, орехов, зерен, деревяшек, костей, еще дальше карт, домино и шахмат2)1. Кости, конечно, стадиально моложе плодов и всякого рода «естественных» предметов игры; но сущность их, при этом, еще долго остается культовой. Сперва кости носят ещё имена богов и считаются посвященными богам; игра в кости совершается в храмах и во время праздников. Разительнейшие примеры относятся ко временам христианства: монахи играли в кости в монастырях из благочестия, пока Оттон Великий не запретил им этого под страхом смертной казни, а в церквах средневековой Франции духовенство играло в карты, особенно во время «обедни обжор»2. Благочестивые евреи до сих пор играют в карты в праздники, связанные с рождением солнца, Ханаки и Пурим. А у древних греков, римлян, египтян и индусов игра в кости была одним из обрядовых актов, существование которых засви
Комментарии:
|
1 В царской грамоте (русской) 1648 г. среди запретительных перечислений различных религиозных обычаев есть и такой: «чтобы ... зернью и картами и шахматами и лодыгами не играли». Сумцов, Досветки, 435 [Сумцов Н.Ф. Досветки и посиделки // Киевская старина. Том XIV. 1886. №3; запреты адресованы по представлению патриарха жителям Белгорода].
2 [Schneegans H. Geschichte der Grotesken Satire. Strassburg, 1894. S. 60, 4, ср. Disraeli I. Curiosities of Literature. 6-th ed. Vol. I. 1817. P. 258].
|