Игра в кости   —   Лист 4

детельствовано в мифологии, фольклоре, религиозной и художественной литературе1.

2.


Конструктивная роль, которую выполняет в «Нале» мотив игр в кости, такова. Дамаянти и Наль заочно влюбились друг в друга, наступает сватовство Дамаянти, в котором участвуют боги, и Дамаянти избирает в мужья Наля. Но злой бог смерти, Кали, сам любящий Дамаянти, мстит за то, что она избрала другого: он внушает Налю страсть к игре в кости, и тот проигрывает своему недостойному брату царство и все, вплоть до платья. Наль щадит одну Дамаянти и берёт её с собой в лесное странствие. Но, уйдя с нею в лес, впадает в беспамятство, забывает Дамаянти и свою любовь и ночью, покинув её спящей, уходит2. Теперь они оба скитаются и страдают, переживая всякие приключения. Наконец, Дамаянти оказывается в родном доме; желая вызвать к себе Наля, она объявляет свои смотрины. Тем временем Наль, скитаясь, попадает в пламя огня и в нем получает превращение в безобразного старика; он уже на пути к перерождению, но ему еще нужно пройти искупительное рабство. Он поступает возницей к могущественному царю коней, умеющему без проигрыша играть в кости, и, получив от него этот дар, мчится на смотрины к своей Дамаянти, неузнанный, бедный и безобразный. Дамаянти его узнаёт. Он живет в виде бедного странника среди слуг и занимается тем, что приготовляет пищу. Наконец, происходит сцена встречи и узнавания Наля и его семьи. После того, как Наль убеждает в верности Дамаянти, он с ней воссоединяется навеки. Остаётся заключительный эпизод, – и Наль дает своему злому брату последний бой в кости и вновь выигрывает своё прежнее царство. Бог смерти, Кали, «осевший» в брате и вошедший в Наля, выходит из

Комментарии:

1 [О греческом и римском материале см. Schröder L. Mysterium und Mimus im Rigveda. Leipzig, 1908. S. 379 сл.., Reich H. Der Mimus, ein literar-entwicklungsgeschichtlicher Versuch. Bd I. Berlin, 1903. S.305–306, cp. Poll. IX 96, а также материал примечаний 4 и 5 данной статьи; о египетском – И.Г.Франк-Каменецкий. Разлука как метафора смерти в мифе и в поэзии. // Известия АН СССР. 7 сер. ООН. Л., 1935. № 2. С. 166, Herodots zweites Buch mit sachlichen Erläuternungen / hrsg. von A.Wiedemann. Leipzig, 1890. S. 454 sqq., ср. о связи Гермеса-Тота с игрой в кости: Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 12].
2 [И.Г.Франк-Каменецкий пишет (Разлука как метафора смерти... С. 168.), что эпизод с предложением разыграть в кости Дамаянти, которое Наль с негодованием отвергает, является переработкой более раннего сюжета, в которой жена была действительно проиграна, как проигрывает Драупади другой герой «Махабхараты» (II, 65). «...Промежуточным звеном между проигрышем Наля и разлукой его с Дамаянти является потеря Налем одежды, что стоит, однако в тесной связи с игрой в кости. Птицы, похищающие одежду Наля, называют себя воплощением игральных костей...» (Nala, 9, 12–16)].