него в виде дыма.
В сущности, весь сюжетный стержень этой истории состоит из перипетии игры в кости, подобно тому, как в «Пиковой Даме» этот стержень состоит из игры в карты. Наль проигрывает своё царство и жену: верней, он её забывает. Затем он поступает в услужение к чародею, умеющему беспроигрышно играть в кости; даёт снова бой, выигрывает жену и царство. Мифологичность, верней, метафоричность сюжета выражается в красноречивом параллелизме пучка мотивов. Так, Наль проигрывает в кости, теряет царство, забывает жену, скитается, страдает, становится слугой и рабом, безобразным стариком, нищим, неузнанным, странником. Это то состояние, когда в нем живет бог смерти, Кали. И он выигрывает в кости, получает царство, соединяется с женой, получает счастье, красоту, богатство, когда Кали его оставляет. Первое состояние образно передает фазу смерти, второе – воскресения, реновации, жизни. Они оба метафоризируются игрой в кости, поражением и победой, проигрышем и выигрышем. Забыть, скитаться, быть нищим, рабом, стариком, безобразным, неузнанным – это все означает быть мертвым. Жизнь и обновление передаются в метафорах узнавания, прибытия на родину, богатства, царствования, молодости и красоты. Конструктивно, все эти метафоры симметрично располагаются вокруг перипетии игры в кости, как вокруг акта смерти, перешедшей в жизнь. Их внешнее оформление сразу же говорит и об их мировоззренческом содержании: все эти метафоры варьируют только два образных представления, только два «да» и «нет», которые добываются при гаданьи и при игре в кости, два представления о Кали присутствующем и Кали прогнанном. Все хорошее связано с посрамлением Кали, и все дурное с его владычеством. Хорошее – это красота, молодость, свой собственный дом, царская
Комментарии: