Игра в кости   —   Лист 6

власть, своя семья, свое богатство. Дурное – это услужение, рабство, безобразие, старость, чужбина, бедность, отсутствие семьи и власти. И сразу видно, что метафористика, созданная мышлением первобытно-коммунистического общества, получила оформление в родо-племенной период, когда все хорошие черты становятся принадлежностью царя, все дурные – слуги и раба. Собственность, семья и богатство – это метафора жизни, носителем которой является царь; слуги и рабы, олицетворяющие смерть, непреложно безобразны, бедны и бессемейны.

3


Но эти метафоры, оформленные в новых социальных категориях, сохраняют коренную семантическую связь с образом жизни и смерти, одновременно и выражая его одного, и по-разному его передавая. Услужение и рабство, как мировоззренчески-социальный эквивалент смерти, становится метафорой, равнозначной проигрышу в кости; и Тацит не может изумить нас, когда сообщает, что у древних германцев занимались игрой в кости, как серьёзным делом, и что тело и свобода были последними ставками. Проигравший в кости шел в добровольное рабство и давал связывать и продавать себя, хотя был сильней и моложе своего победителя3)1. Ставить на карту тело, выигрывать или проигрывать жену или царство – это имело конкретный смысл умирания и оживания. Игра в кости, связанная с представленном о смерти (игральные кости считались посвященными Гермесу), часто имела сценарием преисподнюю: покойники в аду играют в кости4)2. В христианские времена изобретение этой игры приписывается черту, и на ней видят черты адского происхождения. В параллель к Кали, средневековое искусство изображает Смерть ловким шулером, обыгрывающим своего партнера. Выразителен и античный миф о Герак

Комментарии:

1 Tac. Germ. 24
2 Hrd. II 122 [Геродот передает «египетскую сказку», привязанную к фараону Рампсиниту (Рамсесу II?): Рампсинит живым спускался в подземный мир и играет там в кости с Деметерой (Гатор?), причем то выигрывает у нее, то ей проигрывает], Artem. I 4 [Игра во сне в «камешки» с Хароном «указывает, что речь была о жизни и смерти»]. В Apocolocyntosis Клавдий в аду играет в кости. [В «Отыквлении» (Apocolocyntosis 14,4) Клавдия в подземном мире присудили к каре: играть в кости дырявым рожком для зерни; он пытается бросить кости, но они выпадают в дыры рожка]. И в египетской сказке покойник играет в кости на том свете. [Вероятно, имеется в виду эпизод с царевичем Setne (текст демотического папируса), проникнувшем чудесным образом в гробницу; царевич пытается отнять у покойника магическую книгу, а тот предлагает разыграть ее в шашки; после первого проигрыша царевич погружается в землю по колени, после третьего – по пояс, после шестого – по уши и спасается благодаря талисману; см. И.Г.Франк-Каменецкий. Разлука как метафора смерти...С. 166]. Известно фаблио XIII в. о св. Петре, который с игральными костями спустился в ад, чтоб обыграть жонглёра, стража грешников [Фаблио, упоминаемое Фрейденберг: De St. Pierre et du jongleur. ]