Игра в кости   —   Лист 8

ности из нового венчания на царство, нового брака со старой женой, нового перехода из раба в царя, нового въезда через триумфальные ворота (означавшие небесный горизонт) на белых, якобы солнечных, конях. Царь-победитель и жених-солнце, Наль мчится через всё небо на своих укрощенных конях: в мифе. А в бытовой обрядности, репрезентирующей те же образы в действии, такой же Наль мчится на конях по арене цирка и гипподрома, представляющего собой небо, вокруг которого совершает бег на конях солнце7)1* .

4


Дело, следовательно, вовсе не в том, что тот или иной мотив имеет культовое происхождение. Дело в общественном мировоззрении, сознавшем формы культуры и увязку этих форм между собой, одну из реплик которых мы имеем в литературе. Незначительный мотив, вскрываемый в незначительном эпизоде мировой поэмы, обнаруживает связи, которые объединяют множество идеологических явлений. Мотив игры в кости не стоит в поэме о Нале особняком от всего ее сюжета, но представляет собой органическую часть этого сюжета на общей с ним мировоззренческой базе; этот сюжет не стоит особняком от мифов, обрядов и сюжетов тех стран, которые прошли стадию общественного развития Индии, но является такой же результативной частью этого развития, как мотив игры в кости – частью сюжета о Нале; в свою очередь, все эти мифы, обряды и сюжеты не изолированы от того общего литературного процесса, в котором Магабхарата представляет собой маленькое историческое звено. Наль – тип проигравшегося игрока, обычный для индусской мистерии2, но тип этот слишком реалистичен, чтоб не поставить его в связь с многочисленными такими же игроками мировой литературы. Наль компрометирует реализм; Наль требует, чтоб была поставлена граница между культовой игрой

Комментарии:

1О семантике цирка и цирковых игр см. Harrison, Them. 228 ss. [Harrison J.E. Themis, a study of the social origins in Greek religion; with an excursus on the ritual forms preserved in Greek tragedy by G.Murray and a chapter on the origin of the Olympic games by F.M.Cornford. Cambridge, 1912; 2-nd ed. 1927], у Фриза (Stud. z. Odyss. [C. Fries Studien zur Odyssee // Vorderasiatishe Gesellschaft. Mitteilungen. B., 1910, Jg. 15, N. 2 ]) и Баховена (Grabsymb.) [Versuch uber die Gräbersymbolik der Alten. Basel, 1925].
2 [Здесь Фрейденберг следует концепции Шредера, понимающего гимн «Ригведы» (X,34) как отголосок мистерии, в которую, по его мнению, вкраплены диалогические сценки («мимы, которые дополняли мистерии ведического периода», Mysterium und Mimus... S. 385].