в кости и игрой реалистически-бытовой. И если подходить к литературе всерьёз, как к процессу, и как к процессу не самостоятельному, а зависящему от конкретной истории общества, и, следовательно, его идеологии – то всякий незначительный мотив всегда потребует, чтоб ему было найдено место в общем потоке литературного движения. Особенность Наля в том, что он игрок трагический и что его игра в кости фигурирует в эпической поэме: анализ дошедших до нас материалов легко обнаруживает культовое происхождение этой игры. Но как быть с шулерами, игрой в кости и игорными притонами у Дандина и Петрония? – Это, ответят, реализм. И вот оказывается, что всё-же ответить на этот вопрос нельзя, пока бинокль исследователя направлен только на одно изолированное явление литературы. Пока литература не выйдет из стадии дилетантского изучения и не будет изучаться, как процесс, в связи с закономерной историей общественного мышления – до тех пор нельзя будет ответить не только на этот вопрос, но и на многие другие. Игра в кости появляется у Дандина и Петрония в своеобразном окружении. «История десяти принцев» – приключенческий роман, в котором перемешаны элементы сказочной фантастики, откровенного мифологизма и сочной реалистичности. Но эта реалистичность специфична: по жанру, во всех этих описаниях воров, куртизанок, шулеров и сводниц мы имеем типичный так называемый «грубый реализм». Показательно, что в литературе не только древней, но граничащей с эпохой промышленного капитализма, реализм существует только этот, только низменный; во весь этот период литературы возможны только два жанра – либо антиреальный (со многими разновидностями), либо грубо реалистический, по большей части, комико-сатирический, с определённой тематикой и стереотипным персонажем. Что до тематики, то типичней всего она выраже
Комментарии: