Игра в кости   —   Лист 10

на в «плутовском романе»; что до персонажа, то это всегда будут люди низших классов, воры, шулера, плуты всех сортов, погрязшие в разврате. С точки зрения истории и теории литературы, художественные произведения Индии имеют совершенно исключительный интерес, который недооценен только потому, что историей и теорией литературы занимаются вне истории и теории общественного сознания. Наличие в эпической поэме мотива игры в кости с его культовым происхождением и возвышенных персонажей в роли проигравшегося игрока и шулера делают из эпизода Магабхараты драгоценный памятник; роман Дандина, дающий жанровую смесь плутовского романа и эпикопрозаической поэмы, является ценнейшим художественным документом. В том и другом случае героями поэм являются благородные, возвышенные герои в мифологическом вкусе, герои, мифологическая сущность которых легко обнаруживается. Нельзя же серьёзно говорить о Нале и о десяти принцах Дандина, как о реальных людях: фантастическая природа принцев и мифологическая Наля, их сообщество с богами, сказочность их приключений и способностей говорит о той стадии литературы, когда она создавалась на путях от мифологизма к некоторому, еще чрезвычайно условному и робкому, реализму. Не говоря уже о романе Дандина, но и Магабхарата уже не является религиозной поэмой, а имеет вполне светскую (мы теперь сказали бы реальную), даже историческую, установку. Однако ее авторы еще не умеют писать исторических произведений, потому что они не умеют реалистически мыслить. Материал поэмы – мифологический, созданный религиозным сознанием; герои поэмы – в прошлом боги. История Наля и Дамаянти – история космического характера, если только брать ее в генезисе, а не в ее историческом спецификуме, отрицать который было бы слепотой и непониманием. Но генезис и функция нерасторжи

Комментарии: