Игра в кости   —   Лист 11

мо увязаны; мало того, пропорция между генезисом и функцией не всегда одинакова и, скажем, наше время, когда мы критически подходим к прошлому и перерабатываем то в нем, что имеет для нашего настоящего ценность, нельзя переносить на те стадии сознания, когда прошлое довлело над настоящим и составляло его сущность.
1933 г.

Примечания
(Игра в кости)


1) См. Schröder, Bohnenverbot, WZKM 15, 1901
2) В царской грамоте (русской) 1648 г. среди запретительных перечислений различных религиозных обычаев есть и такой: «чтобы ... зернью и картами и шахматами и лодыгами не играли». Сумцов, Досветки, 435
3) Tac. Germ. 24
4) Hrd. II 122, Artem. I 4. В Apocolocyntosis Клавдий в аду играет в кости. И в египетской сказке покойник играет в кости на том свете. Известно фаблио XIII в. о св. Петре, который с игральными костями спустился в ад, чтоб обыграть жонглёра, стража грешников.
5) Plut. Rom. 5, O.R. 35
6) Нужно сказать, что игра в кости (или их эквиваленты) сама по себе семантизирует смерть в форме плодородия, земледельческой производительности. На этой почве создаётся двусмысленный мотив игры в кости в новелле, откровенно-непристойный в фольклоре. Пример первого рода – Маззуччио, Нов. 13, об игре в шахматы старого мужа с молодой женой. Второй пример – в былине о Чуриле и Катерине, где игра в шахматы предшествует любовной сцене, и аналогия к былине (игра в карты, отвергаемая ради любовной забавы), в шотландской балладе о Клэрке Саундерсе (Тиандер Зап. параллели к былинам о Чуриле и Катерине. ЖМНП. 1898. XII. С.298 слл.).
7) О семантике цирка и цирковых игр см. Harrison, Them. 228 ss., у Фриза (Stud. z. Odyss.) и Баховена (Grabsymb.).


О. Фрейденберг

Комментарии: