Иосиф   —   Лист 6

чине в фазе неплодия,1 т.е. к целомудренному юноше или к старику. Международный культ плодородия богато сохранил эту обрядовую роль старухи, которая всегда есть старуха распутная, бывшая и настоящая блудница.2 Под этим образом распутниц, гетер, куртизанок лежит образ многорождающей матери-земли, позднее богини производительных сил и обильного плодородия, еще позднее – священной девы, гиеродулы, жрицы и ипостаси этого божества.3 «Распутная старуха» – это, в сущности, такой же противоречивый образ, как мать-дева, если подходить к нему по возрасту; но по функции он передает образ женщины много оплодотворявшейся, но сейчас временно неспособной к зачатию. Мы располагаем большим материалом, одетым в псевдо-реальность, где на сцену выводится влюбчивая распутная старуха, заманивающая юношей, пристающая, навязывающая им свою любовь.4 В обряде она действует еще решительней, заменяя собой невесту и новобрачную.5 В религиозную литературу она входит, однако, в своей исконной роли производительницы, – и если старуха Сарра рождает, старуха Елизавета рождает, то это именно потому, – как ни странно для нас! – что они ... старухи.
6
То, что в священных писаниях бесплодные рождают, так же естественно, как и то, что только женщина может быть девой.6 Замечательно,

Комментарии:

1 Старик = старуха = бесплодная; в архетипе восходит к небу и к Иштари: Н.Я. Марр, К толкованию имени Гомер, ДРАН, 1924, 4. Небо значит женщина, плодовитая или бесплодная, мать, дева или старуха; поэтому, небо то старуха (потом старик), то бесплодие, образ крайнего бесплодия: его же, Первый средиземноморский дом, ИРАН, 1924, 227; ср. у него же: Зима || смерть, ИАН, 1924, таб. 1, семантический пучок зима – лед – лед – сухой – старый. То же значение мы найдем в трудах по русской символике. Как образ бесплодия, сюда идет метафора голода. Ср. то место в начальной летописи (под 1024 г.), где рассказывается, как волхвы избивали старух (старую чудь) за то, что из-за них происходит голод в Суздальской земле: голод связывался в поверьи со старостью.
2 L. Schroder, 169; Mannhardt, Myth. For., 322, 340; Preuss, Phall. Fruchtbarkeitsdam., Ar. f. Anthr.,N.F.I 129 sq.
3 Ll.cc.; И.Г. Франк-Каменецкий. Вода и огонь, 152.
4 Arist. Eccles., 877, Plut. 959; Philostr. Vit. Apoll. Tyan., IV, 25 и мн.др. Старик и старуха играют роль в русских обсценных загадках на производительный акт, докл. А.С.Гущина в Яфетическом институте 22 V 1929 г. Нужно еще обратить внимание, что по гречески μαῖα значит кормилица, бабушка и повитуха. Повитухами, вообще, могли быть только старые женщины.
5 Usener. Italische Myth., Kl.Schr., IV, 93 sq. О роли старухи в культе Fehrle, 95.
6 Уже Плутарх обращал внимание на сходство девства с бесплодием и непроизводительностью (в частности, связывал его с огнем, так как хотел объяснить тот факт, что забота об огне возлагалась в культе либо на девушек, либо на старых дев) Plut. Num. IX. A из Диодора Сицилийского мы знаем (16, 26), что в некоторых культах старухи носили одеяние девушек.