чении ‛гражданина’1. Троянки, выбежавшие навстречу Гектару, расспрашивают о судьбе своих детей, братьев и друзей-родных2; конечно, в такую минуту их интересуют близкие, а не дальние, сородичи, и под словом ἔτης приходится понимать равно ‛близкого друга’ или ‛близкого родного’. В XVI песне Илиады мы снова видим ‛братьев’ и ‛друзей’, соединенных вместе: Гера просит, чтоб Сарпедона погребли его «братья и друзья»3. О том, что ἔτης и ἑταῖρος разновидности одного и того же смысла, говорили уже древние4. Точно так же и в мифах имеется целый ряд случаев, когда ‛друг’ и ‛брат’ уравнены. Так, миф закрепил дружбу братьев Геракла и Ификла, Геракла и Полая, сына Ификла. Но любопытен характер такого родства и дружбы: Геракл – сын Алкмены от Зевса; Ификл – сын Алкмены от Амфитриона. Между тем, известно, что Амфитрион – прозвище Зевса, и что в мифе земной брак Алкмены есть только аспект ее небесного брака5. Таким образом, Геракл и Ификл не только ‛братья’ и ‛друзья’: мифологически они двуедины, подобно Амфитриону и Зевсу. Поэтому, и сын Ификла, Иолай, сохраняет ‛дружбу’ к Гераклу, но эта дружба выражается в том, что Иолай его верный ‛спутник’. Такие же братья-друзья Кастор и Полидевк, Агамемнон – Менелай, Зет и Амфион, Орест – Электра, Гелла – Фрикс, Прокна – Филомела и др. Семантический генезис этой увязки объясняется тем, что в первобытно-коммунистическом обществе не было производственно- социальных предпосылок к таким формам сознания, которым было доступно восприятие единичности, и число один носило множественный, resp. двойственный, характер6. Отсюда боги-близнецы7 и боги, расщепленные на-двое*, соединенные в мифе мотивом дружбы, родства или вражды. С одной стороны, ответвляется цикл мифов о братьях-врагах, с другой, о братьях-друзьях. Его частностью является Филиация мифов о братьях-любовниках одной и той же женщины и друзьях-любовниках. Из них огромное количество мифов говорит о любовной связи мужских богов и героев между собой, и это вовсе не «результат позднейшей порчи нравов», а, напротив, чрезвычайно древняя связь ‛дружбы’ и ‛любви’, как форма внутренней семантической увязки
Комментарии:
|
1 Aesch. Sup. 247, Thuc., V, 79, 4, Hes. s. v. ἔτης˙ πολίτης.
2 Il., VI, 239.
3 Il., XVI, 466, ср. VII 295 и IX 464.
4 Ароll. lex. ἔτης˙ πολίτης, ἑταῖρος, συνήθεις.
5 Usener. Gouml;ttl. Synonyme. Kl. Schr., IV, 266 sqq.
6 Н. Я. Марр. К вопросу о происхождении арабских числительных, ЗКВ, V, 611, слл. – Его же. В тупике ли история материальной культуры? Изв. ГАИМК. 1933, вып. 67, стр.73, 101.
7 Usener. Zwillingsbildung. Kl. Schr., IV, 334 sqq
|