расстаются: они... дарят друг другу подарки, и отныне все будут говорить, что они сражались из-за вражды, но разошлись друзьями1. Итак, ‛борьба’ переводит ‛вражду’ в ‛дружбу’, и в акте единоборства два ‛врага’ становятся ‛друзьями’. Борьба, основной мировоззренческий образ раннего охотничьего общества, служит мифологической приметой друга. Бой двух друзей, бой за друга, бой взамен друга: Геракл за Тезея, Ахилл за Патрокла, Тезей за Пиритоя и т. д. Это «за» позднее, однако, чем «взамен» и «с» другом. Так, гомеровский Патрокл вступает в бой взамен Ахилла (еще до того, как Ахилл бьется за Патрокла). И что же? Патрокл выходит в бой не в собственном виде, а как двойник Ахилла: он переодевается в его вооружение, предводительствует его войском, повторяет его по внешности и по положению, уподобляясь ему целиком. И в этом назначение Патрокла: он должен быть Ахиллом для троянцев, и для них он – Ахилл2. Во только ли для них? В устах Ахилла Патрокл уравнивается с собственной ахилловой головой3: вмифологическом плане Патрокл уподоблен Ахиллу и является его копией, двойником. Этим он и ‛друг’ его: их двое, но они едины, и лишь выступает то один, то другой. Они такие же ‛друзья’, как Геракл и Ификл, т. е. друзья-двойники, и два мифологических аспекта одной семантической сущности, которая передается мотивами ‛родства’, ‛необычайного сходства’, ‛одинаковых функций’ и ‛одновременного рождения’. Так, Гектор и Полидамас, его друг, родились в одну ночь; Ификл рождается непосредственно после Геракла и т. д. В мифе много друзей-двойников: Тезей – Пиритой, Орест – Пилад, Диомед – Одиссей и др. Таковы же близнецы Кастор и Полидевк, ‛братья’-‛друзья’: один день Полидевк живет на небе, другой с братом в преисподней, и именно этим он ‛настоящий брат’. Таковы и примерные ‛друзья’ сиракузяне Финт и Дамой: один из них хочет умереть за другого, и именно это показывает сиракузскому тирану, что они ‛настоящие друзья’4. Другими словами, один из друзей всегда имеет функцию умирания; ‛друг’ есть ‛другой’, ‛один из двух’, что значит по-гречески ἕτερος. Самое ἑταῖρος звучит по-ионийски ἕταρος; в то же время ἕτερος; значит ‛другой из двух’, ‛один из двух’, не тот, а этот (alter). Наличие двойни – это как раз наличие двойника, двух существ и двух предметов; как ‛другой’ всегда один из двух (иной, не тот), так ‛друг’ непременно один
Комментарии:
|
1 Il., VII, 299 sqq.
2 Ib., XI, 795, ХVI, 278 sqq.
3 Ib., ХVIII, 80 sqq.
4 Script. Роеt. Hist. Gr., ed. Westermann, р. 345–346 и др. Шиллер сделал их героями баллады «Die Buuml;rgschaft» по Hyg. Fab., 257.
|