из двойни, непременно ‛двойник’ и такой же, следовательно, ‛один из двух’1. В мифе можно быть другом только одного, – ‛друг’ всегда ‛другой из двух’. По многочисленным мифам видно, что верный, настоящий друг идет в преисподнюю за своим двойником, или бьется за умершего друга, или умирает за него: ‛смерть’, как и ‛борьба’, входит в семантический состав ‛дружбы’. Из обряда и обычая мы узнаем, что ‛друзья’, действительно, несли загробную и боевую функции. Греческие аристократы держали при себе так наз. колаков, т. е. первоначально ‛спутников’, ‛свиту’; в условиях рабовладельческого общества ‛колак’ стало означать ‛льстец’, ‛нахлебник’. Эти ‛спутники’, выродившиеся в низких льстецов и в презренные подонки общества, сохраняли, однако, за собой название ‛друзей’ (φίλος, ἑταῖρος), а также ‛близких’ (συνήθεις) и ‛сожителей’ (συμβίωτοι)2, что указывает на их теснейшую увязку с лицом, которому служили. Их былое назначение двойников сказывалось в том, что они были как бы «зеркалом, передающим чужие движения и аффекты»3, «тенью человека, с которым стояли или шли»4. Все их назначения сводились к тому, чтобы служить полной копией своего господина; они во всем пародировали его, не имея ни своих собственных мыслей, ни чувств, ни своей собственной жизни (отсюда – позднейшие формы лести и подхалимства, имеющие религиозные корни). Такой ‛друг’ уподобляется ‛собаке’ и ‛рабу’, потому что и то и другое две метафоры ‛смерти’; не будучи рабом социально, он должен был называться рабом, а его двойник, позднее господин, не будучи царем, царем назывался5. Такой ‛друг’-‛колак’ полная параллель бытового характера к обрядовому ‛царю-рабу’ Сатурналий, где ‛царь’ метафорически нес функцию жизни, ‛раб’ – смерти. Вот такие-то ‛колаки’ и ‛друзья’ составляли, дословно, ‛свиту’ (‛спутников’, ‛сопроводителей’) своего хозяина или царя, ту ‛дружину’ из ‛друзей’-‛двойников’, которая первоначально дублировала царя в актах борьбы, жизни и смерти. Эта семантика ‛дружины’ еще видна в кельтских древних обычаях. Так, Николай Дамаскин сообщает, что кельтский царь имел вокруг себя шестьдесят отборных мужей, которые жили и умирали вместе с ним, связанные следующим обетом: они делят с царем власть, носят одинаковую с ним одежду, ведут равный с ним образ жизни и умирают с ним вместе, будет ли это смерть от болезни, на войне или по иной причине. И никто, прибавляет
Комментарии:
|
1 ἑταρίζομαι ’дружить’, но и ’вдвоем действовать’ (Il. XIII 456).
2 Ribbeck. Коlax. Аbh. Sauml;ch. Ges. Wiss., 1884, IX, 69.
3 Рlut. Symp. 53 А.
4 Ib., 53 В. Ribbeck, l. с.
5 Ribbeck, 8, 38.
|