Из до гомеровской семантики   —   Лист 3

из двойни, непременно двойник и такой же, следовательно, один из двух1. В мифе можно быть другом только одного, – друг всегда другой из двух. По многочисленным мифам видно, что верный, настоящий друг идет в преисподнюю за своим двойником, или бьется за умершего друга, или умирает за него: смерть, как и борьба, входит в семантический состав дружбы. Из обряда и обычая мы узнаем, что друзья, действительно, несли загробную и боевую функции. Греческие аристократы держали при себе так наз. колаков, т. е. первоначально спутников, свиту; в условиях рабовладельческого общества колак стало означать льстец, нахлебник. Эти спутники, выродившиеся в низких льстецов и в презренные подонки общества, сохраняли, однако, за собой название друзей (φίλος, ἑταῖρος), а также близких (συνήθεις) и сожителей (συμβίωτοι)2, что указывает на их теснейшую увязку с лицом, которому служили. Их былое назначение двойников сказывалось в том, что они были как бы «зеркалом, передающим чужие движения и аффекты»3, «тенью человека, с которым стояли или шли»4. Все их назначения сводились к тому, чтобы служить полной копией своего господина; они во всем пародировали его, не имея ни своих собственных мыслей, ни чувств, ни своей собственной жизни (отсюда – позднейшие формы лести и подхалимства, имеющие религиозные корни). Такой друг уподобляется собаке и рабу, потому что и то и другое две метафоры смерти; не будучи рабом социально, он должен был называться рабом, а его двойник, позднее господин, не будучи царем, царем назывался5. Такой друг-колак полная параллель бытового характера к обрядовому царю-рабу Сатурналий, где царь метафорически нес функцию жизни, раб – смерти. Вот такие-то колаки и друзья составляли, дословно, свиту (спутников, сопроводителей) своего хозяина или царя, ту дружину из друзей-двойников, которая первоначально дублировала царя в актах борьбы, жизни и смерти. Эта семантика дружины еще видна в кельтских древних обычаях. Так, Николай Дамаскин сообщает, что кельтский царь имел вокруг себя шестьдесят отборных мужей, которые жили и умирали вместе с ним, связанные следующим обетом: они делят с царем власть, носят одинаковую с ним одежду, ведут равный с ним образ жизни и умирают с ним вместе, будет ли это смерть от болезни, на войне или по иной причине. И никто, прибавляет

Комментарии:

1 ἑταρίζομαι дружить, но и вдвоем действовать (Il. XIII 456).
2 Ribbeck. Коlax. Аbh. Sauml;ch. Ges. Wiss., 1884, IX, 69.
3 Рlut. Symp. 53 А.
4 Ib., 53 В. Ribbeck, l. с.
5 Ribbeck, 8, 38.