Из до гомеровской семантики   —   Лист 3 (об.)

историк, не мог сказать, чтоб кто-нибудь из них трусил или ускользал от смерти, когда умирал царь1. Эта множественная свита друзей, дружина, архаичней сольного друга, хотя во всей своей множественности она остается, одновременно, единичной, восходя по семантике к тотемистическому мышлению. Космическое мировосприятие дает себя, однако, чувствовать в этом образе царя, находящегося в окружении друзей, подобно солнцу, окруженному звездами. Так, в одном религиозном гимне к царю поется: «Он появляется. . . подобно богу, все друзья вокруг него, в средине же он сам, словно друзья – это звезды, а сам он – солнце»2. Таковы же и римские клиенты, сперва друзья и сопроводители того, кого они должны называть царем и господином, его свита, окружающие, сотрапезники. Впоследствии это смиренные и подобострастные льстецы, которые хвалят все, что говорит или делает патрон, нахлебники, переносящие насмешки и унижения, особенно за едой. Их главной обязанностью было утреннее посещение патрона: подобно тому, как в религиозной обрядности приветствовали рождение и эпифанию солнца, так здесь, в обрядности бытовой, толпа друзей встречала в праздничных одеждах пробуждение и появление своего царя3. У императоров эти клиенты носят имя друзей (amici) и спутников (comites). Ежедневно на рассвете они приветствуют утреннее пробуждение императора, едят вместе с ним, сопровождают его в виде свиты, вместе с ним сражаются (cohors amicorum). Как колаки и параситы, эти друзья теряют свою личность, подражая во всем императору и, по словам Эпиктета, едят у него за столом, как рабы у господина4. Они не имеют своего собственного характера, заменяя его характером своего господина. При дворе Александра Македонского его друзья, гетеры и φίλοι, составляют свиту его телохранителей, окружающих и сотоварищей в войне и в еде5, его спутников и слуг (как Патрокл слуга Ахилла). Каждый из них – другой Александр, и этим его друг.

Комментарии:

1 FHG III 418. По Тациту, у древних германцев дружина не приходила живой, если умирал вождь; он бился за победу, а дружина за него (Germ., 14). У галлов дружинники назывались devoti, обреченными смерти (Jul. Caes., В. G., III, 22).
2 Итифаллик Деметрию Полиоркету у Athen. 253 d. О том, что сравнение здесь является культовым тождеством, см. Weinreich, Senecas Apocolocyn., 1923, 45. Также ср. у Стация евхаристикон (благодарственный гимн) в честь Домициана, где он сравнивает возлежащего на пиру с друзьями императора с Юпитером, окруженным небесными светилами, а дворец Домициана с небом (Silv. IV, 2). По Н. Я. Марру товарищ=году и является двойником самца (В тупике ли… 69).
3 Маrt., II 68, VI 88, IX 92, XI 24; Juv. V; Senec. Ерist, 227 и др.
4 Маrt IX 79; Ерict. Diss., IV 8, 41.
5 Связь дружины с едой и питьем основана на семантике еды. См. ниже, ст. 389. Так в у германцев пиры служили жалованьем дружины, Тас. l. с. -Раulу-Wissowa сообщает о гетерах Александра, что этимология слова неизвестна; что завел их Александр, и что эти гетеры проникли в быт из эпоса. . .