2. «НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»
Одиссей встречает в подземном царстве Тиро, и та рассказывает ему, как Посейдон в реке с ней сошелся, а затем сказал: «Радуйся, богом любимая! Прежде, чем полный свершится год, у тебя два прекрасные сына родятся…» и т. д.1 Итак, сперва зачатие, потом благовещение. И вестник его тот, кто только что был виновником этого акта2. Один гомеровский гимн передает, что Афродита, соединившись с Анхизом, говорит ему: «Сын будет у тебя... который наречется Энеем»3. В одном случае вестник благовещения и виновник зачатия – мужчина, в другом женщина. Мы так привыкли к благовещеньям первого рода, что уже не замечаем тех случаев, когда активным началом является женщина, пассивным мужчина. Но миф об Афродите и Анхизе очень интересен: это образчик матриархальных представлений. Женщина, доминируя в общественном производстве и культе, сама выбирает того, кого оплодотворяет, и потому благовествует Анхизу. Но и он не нужен ей, посколько производящее начало она сама; так матриархальное мышление создает представление о «непорочном зачатии». Дева Мария рождает без участия мужчины: это для матриархата характерно. Такой вариант у Луки4. Этот же миф, прошедший через переработку патриархальных представлений, дан у Матвея: здесь ангел благовествует не Марии, а Иосифу, и, возвещая рождение сына, называет его будущее имя и призывает не бояться5. Такой же патриархатный вариант с теми же общими элементами – наречением сына и ободрением – есть и у Луки, но здесь он относится к рождению Иоанна: ангел благовествует Захарии, но не Елисавете6. Конечно, в виде неизбежной уступки имеются и здесь упоминания о женах, от которых родятся сыновья, но самый факт прихода ангела с культовой формулой к мужьям, а не к женам, достаточно говорит о перемене социальных ролей, а потому и религиозных воззрений. Греки и впрямь сохранили мифы с «непорочным зачатием» мужчины, без посредства женщины: так, Зевс рождает из головы Афину, из бедра Диониса
Комментарии:
|
1 Od., XI 235 sqq. Пер. Жуковского.
2 С. Я. Лурье. К источникам Гаврилиады. «Пушкин». Сборн. статей, 1925, 4, прим. 13. И.Г.Франк-Каменецкий. Вода и огонь в библейской поэзии. ЯС, 1924, 146. Е.Norden. Geburt des Kindes. 1924, 87 sqq.
3 Hymn. Ven., 191 sqq.
4 Luc., I 28–38.
5 Matth., I 20–22.
6 Luc. I, 11–20. Захария смущается и трепещет от благовестия, как и Мария...
|