Из до гомеровской семантики   —   Лист 4 (об.)

рождается Загрей. Но ярче всего эта «теория» непорочного зачатия мужчины дана в «Эвменидах» Эсхила1. Аполлон является здесь ревностным апологетом матереубийцы Ореста. Архаичные богини смерти, дочки матери Ночи, Эриннии (Эвмениды) держат сторону убитой матери Клитемнестры; Аполлон – неженатый бог, бог без жены! – защищает Ореста и клеймит убийцу мужа – Клитемнестру. Эриннии – за женщину, Аполлон – за мужчин, Афина, рожденная мужчиной, поддерживает Аполлона. Но Аполлон оттого защищает матереубийцу, что отрицает материнство вообще; он говорит, что мать вовсе не родит ребенка, но только взращивает зародыш. «Родит тот, кто оплодотворяет» – говорит Аполлон, и даже мало того: «Можно стать отцом и без матери»2. Материнство без матери – вот формула, передающая во всей полноте те социальные отношения, при которых женщина не играет ни малейшей роли и умалена до того, что в ней отрицается даже ее природа. Но не так ли считалась оплодотворителем Афродита, не так ли Мария могла зачать, «мужа не зная»? – Оба примера показывают, как мировоззрение строится по общественно-производственным отношениям, но не по биологическим данным.

3. «СТОЛОВЫЕ СОБАКИ»


В 23-й песне Илиады говорится о пышных похоронах, которые Ахилл устроил своему другу Патроклу. Среди загробных жертв Ахилл, между прочим, бросает в погребальный костер двух обезглавленных собак. Но это не простые, так сказать, собаки. Это «собаки повелителя», собаки столовые, τραπεζῆες κύνες. У Ахилла было девять таких собак, и двух он умерщвляет3. Что здесь собака – носитель культовой семантики, говорит то, что эти столовые собаки принесены в качестве заупокойной жертвы герою, и что их именно девять. Если сопоставить, что собака была хтоническим животным, двойником смерти и стражем преисподней, то станет понятна и ее культовая связь с погребением. Но еще любопытней, что здесь не одна собака, а две; именно две собаки были божеством-близнецом смерти в Индии, и у греков собака ада, Кербер, изображалась с двумя головами4. Бросанье собак в погребальный костер – акт, повторный смерти: во время похорон умерщвляются животные, изображающие смерть.

Комментарии:

1 См. критику на Бахофена, разбиравшего данный эпизод с точки зрения борьбы матриархального и патриархального права, у Энгельса, Происхождение семьи… 10 слл.
2 Aesch. Eum. 658 sqq.
3 Il., ХХIII, 173.
4 О семантике двойни, двух см. выше, стр. 384.