Что* до Феории, то она, как можно судить по Гезихию, Поллуксу и надписям, принадлежала к разряду божеств, связанных с едой и пиром; в надписях ее имя отождествлялось с названиями общественной еды. 34)1 Это двойник Эйрены и Опоры; у Аристофана Эйрена тоже связана с едой маслин, чернослива, изюма, варенья, с питьем виноградного сока 35)2.
5.
Мир является героем и антиподом Войны еще и в другой земледельческой комедии Аристофана, в «Ахарнянах». Сюжет здесь более «разнообразен». Земледелец, соответствующий Трюгею, поборник мира, по имени Справедливоград (Дикеополь), заключает сепаратный мир между Спартой и самим собой, что дает ему все преимущества перед воюющими согражданами, и заканчивается его полным торжеством. Этот «политический» сюжет оформлен, однако, мифологически, в полном соответствии к «Эйрене». Вся история сепаратного мира разыгрывается здесь во время деревенских Дионисий, и коллизия сразу же совпадает с тем, что Справедливограду не дают его воинственные односельчане справить обряд в честь Диониса Фалеса. «Трюгедическая» традиция занимает место в аристофановских комедиях по наследству: древнейшая комедия была именно трюгедией (драмой, связанной с жатвенными праздниками и, в частности, с виноделием) и трюгедией называлась. Божество вина и плодородия, в формуле Диониса, было здесь протагонистом; Трюгей, жнец и виноградарь, это одна из его древнейших форм и, быть может, наиболее откровенных этого бога плодородия и вина, умирания и воскресения, Диониса; начало — праздник божества Фалла, конец — праздник пьянства с агонами вина. здесь, таким образом, не нужно реконструировать
Комментарии:
|
1 Hausoullier, Rev. d. phil., litt., d' hist. anc. 23, 1899, 313 ss .[ Hausoullier B. Notes d' épigraphie. QUORIA QEWRIA QEORIA. Revue de Philologie de littérature et d'histoire anciennes. ]
2 Arist. Pax, 571 ss.
|