Эйрена   —   Лист 13

Пир* — аттрибут Эйрены. В форме тишины, она, по словам Пиндара, «любит пир; юноцветущая победоносность возрастает с нежной песней; голос становится смелым за кратером. Пусть кто-нибудь нальет его, сладкого пророка пиршества, в серебряные чаши и раздаст насильно — действующего сына лозы». 41)1 Антитеза войны-пира дана и в пэане Вакхилида. 42)2 Здесь Празднество еще не отделено от Эйрены в виде самостоятельной Феории, а цветы получают отвлеченный смысл и обращаются в цветы песен. Картина празднества заканчивается здесь так: «В скованных железом ручках щитов находится ткань черных пауков; снабженные острием копья и обоюдоострые мечи укрощает ржавчина; больше нет грохота медных труб...» и т.д., и непосредственно за этим: «улицы отягчены приятными пирами, разгораются детские гимны». 43)3 В сколии Гибрия поется: «Им (мечом) я пашу, им жну, им выжимаю приятное вино из винограда». 44)4 И Тибулл противопоставляет военному оружию кирку и сошник, процветающие во время мира. 45)5 Антитеза земледельческих и военных орудий дана Вергилием. 46)6 Тот-же параллелизм войны-меча и мира-мотыки-кирки-плуга дан у Овидия. 47)7 Так получается метафора *’оружие мира’. 48)8 Но сюда же идет и угроза Войны истолочь в ступе все греческие города: и это ранне-земледельческий, наивно — «военный» образ, так как ступка была до мельницы примитивным орудием молотьбы. 49)9 Вообще, Война противополагается Миру в тех же образах, что и Плутос-Бедность в греческом колядовом фольклоре: в дом к Справедливограду, миротворцу, «всякое добро само собой идет», 50) 10и потому у него дом — полная чаша, а Полемоса принимать в свой дом не следует, потому что он груб, и всем, у кого есть в доме добро, творит всякое лихо, переворачивает все в обратную сторону, предает огню жилье

Комментарии:

1 Pind. N. IX, 48–52.
2 Эйрена рождает смертным богатство и радость праздников, с их состязаниями, жертвоприношеньями, веселыми процессиями, музыкой, пирами (цитированный пэан [Бакхилида, Fr. 4 Blass]). Тот же мотив «миловенчанных процессий» (комосов) связывается с Эйреной у Eur. fr. 462 «Кресфонта» и у Феогнида, 885.
3 Bacchyl. ib. 6–12. В цитированных местах из Еврипида и Феогнида мир, богатство, комосы неразрывно связаны антитезой с войной. Хор в «Кресфонте» поет, обращаясь к глубоко-богатой Эйрене: «Приди, отврати от наших домов враждебный мятеж и беснующуюся распрю, которая радуется заостренному железу» (ц.м .)[ Fr. 462]
4 Hybr. 1–4 [Athen XV 695 ssq.].
5 Tibull. I, 10, 49 s. О генетическом параллелизме земледельческих и военных образов см.: Франк-Каменецкий, Яз. и Лит. IV 163 [Франк-Каменецкий И.Г.Растительность, Растительность в 4 номере ].
6 Verg. Georg. 1 493 ss. Ср. Plaut. Truc. 522.
7 Ov. Fast. I 696–702.
8 В орфическом гимне к Гермесу говорится, что Гермес держит в руках «оружие без укоризны Эйрены», 28, 7 Ab[el].
9 Hes. Erga, 423 s. О вегетативном и хтоническом значении греческого божества войны см. Schwenn, Ares, Ar. f. R. 22, 240 [Schwenn Fr. Ares (Der Krieg in der grichischen Religion, Teil II)/ – Archiv f ür Religionswissenschaft. 1923/24, Bd 22, c. 240].
10 Arist. Acharn. 976.