Эйрена   —   Лист 14

и* насильственно выливает вино из винограда. 51)1 Но здесь начинается уже эсхатология: это в Апокалипсисе Иоанна жатва винограда есть смерть, и она увязана с образом огня. 52)2
6.
Однако, так ли уж совсем в «Ахарнянах» не сохранилось следа женской роли Мира? В «Эйрене» хор поселян просит Эйрену быть его верной любовницей, а Трюгей женится на одной из Гор, Опоре. В «Ахарнянах» хор земледельцев тоже обращается к миру, к мирному договору, которой по гречески женского рода. Об этой женщине хор говорит, что она вскормлена вместе с Афродитой и Харитами, — прямое родство Горам: — и ей, как любовнице, предлагает любовный союз; по словам хора, если она ему отдастся, он взростит новые грядки винограда, смокв и маслин. 53)3 Итак, любовный союз мира и земледельцев даст новый урожай растительности. Вот эта-то земледельческая семантика мира, как метафоры плодородия, создает сюжет и третьей «комедии мира» Аристофана, «Лисистраты». В этом третьем варианте заостряется лишь один из двух основных аспектов мира, как плодородия — эротический, и потому-то комедии выходит у Аристофана такой скабрезной. Война —это воздержание, мир — производительный акт: вот две метафоры, развернутые в сюжет. И потому в комедии Аристофана дается картина бунта женщин, которые отказываются от сожительства с мужьями до тех пор, пока те не заключат мира с соседними государствами. Главные действующие лица здесь женщины; их обсценное поведение в пользу мира трактуется, как спасение Эллады, — и в этих местах Аристофан, конечно, пародирует священные сказания. Интересно еще одна метафора в этой комедии: женщины клянутся над сосудом с вином, что они не сойдутся со своими мужьями до тех пор, пока те не заключат мира, — в противном случае вино обратится в воду. 54)4 Здесь вино метафора мира, неразрывно увязанная и с мета

Комментарии:

1 Ib. 971 ss.
2 Ap. Io. 14, 14 ss.
3 Arist. Acharn. 990.
4 Arist. Lysistr. 195.