богов* города; они *’спасают’города, и в представление о спасении вкладывается культовый смысл. Wendland, Σωτήρ ZNW* 5, 1904, 347 s., Weniger Ar.f.R * . 24, 1926, 56 s. Об эсхатологическом характере спасителя: Anrich, Antik. Mysterienwes* . 1894, 39, 49, 53. E. Norden, Geb. d. Kind*, 126, Мать-Земля, там-же, VIII, 135, ср. Gavin, The Jew, Ant. of th. Christ. sacram., 1928, 17.
23. Ath. 692 f ss., Suid. s.v. τρίτου κρατῆρος. В «Плутосе» Аристофана жрец Зевса Спасителя (бога вина и еды) восклицает: «Я не имею, чего поесть, и это-то, будучи жрецом Зевса Спасителя?» (v. 1174). Горы, олицетворения жатвы, плодов, винограда, были дочерьми Зевса Спасителя, Pind. fr. 7.
24. Arist. Pax, 910–916.
25. Ib. 1035.
26. Ib. 1321.
27. Недаром он понимает под спасением нечто непристойное, ib. 867.
28. Знаменитое изображение Кефисодота, Paus. I 8, 2, IX 16, 2. Связь Эйрены с Плутосом, аграрным богатством, исконна. О значении Плутоса см. мою статью в Яз. и Лит. VIII 233 слл*. Эйрена имеет эпитет «ключница богатства» (Pind. Ol. 13, 6); она «рождает смертным богатства» (Плутос, Bacchyl. fr. 4, 1–2, [Blass] и «враждебна рыданьям, наслаждается благо-детородием, радуется богатству (плутосу)», Eur. Suppl. 488–491. «Пусть Эйрена и Плутос владеют городом», говорит Феогнид, 885. Еврипид в «Кресфонте», fr. 462*, и Аристофан в «Земледельцах», fr. 109* *, называют Эйрену «глубоко-богатой» (плутосной), т.к. ее «богатства» заложены в глубине земли (возможно, что и в этой комедии Мир играл центральную роль; в Eirene hetera, fr. 294*, одно из действующих лиц называется Земледелие; у Аристофана имелась и комедия «Горы»
Комментарии: