ных трех терминов, в состав которых входит понятие «дверь», θύρα. Вместо окна серенады здесь фигурирует дверь; и она настолько мешает исследователям, что им приходится вести не очень вежливую полемику друг с другом относительно этой досадной и никому из них не нужной детали: кто впервые изобрёл эту дверь среди античных серенадистов? могла-ли она быть уже и в греческой литературе, или ее сочинил римлянин? откуда она и кем заимствовалась? И так как Ротштейн и Лео никак не могли договориться насчёт двери – грек-ли первый её ввёл в серенаду и римлянин от него заимствовал (Лео) или в греческой литературе дверь никогда не существовала (Ротштейн)1, – Отто Вейнрейх, потеряв терпение, выпустил работу, переполненную дверьми до отказа, и, воздерживаясь от каких-либо выводов, которые всегда могут показаться спорными строгим коллегам, показал всему образованному миру двери в греческой литературе, двери в римской литературе, двери в Библии, двери у индусов, двери у египтян и вавилонян2. Действительно, в большинстве античных серенад имеется обращение возлюбленного к двери; он посылает ей упреки, ложится на ее пороге, целует этот порог, целует ступени. Все эти вопросы не интересуют Вейнрейха; его цель другая – показать, что дверь, открываемая дверь, играет роль в культе и связана с молитвой, как часть магического обряда. В античной серенаде, шаблонизированной и жанрово и лексически, почти всегда налицо мотив закрытых дверей; песня минорна, хотя поется веселой гурьбой подвыпивших юношей. Возлюбленный молит открыть ему двери; угрожает подруге; напоминает о старости и смерти; готовится умереть от горести и сам. Мотив непогоды довершает печальный колорит песни: ночь, тьма, холод, дождь, ветер, буря – обычные спутники отвергаемого любовника. Но его жалобы и мольбы не всегда остаются без ответа; часто
Комментарии:
|
1[История полемики вкратце такова. Ротштейн в своем комментарии к Проперцию (Die Elegien des Sextus Propertius erklärt von Max Rothstein, Berlin, 1898) счел одушевление двери в I, 16 изобретением самого Проперция. Лео выступил с критикой этого замечания (Göttingische Gelehrte Anzeigen, 1898, 722 f.). Ротштейн ответил: Rothstein Max. Nachträgliches zu Properz Philologus, Bd 59, 1900, 441 ff., а Лео, наконец, написал известную статью Elegie und Kom ödie Rheinisches Museum für Philologie, Bd 55, 1900, 604 ff. На некоторое время ученый мир признал победу Лео.]
2[Weinreich O. Gebet und Wunder. Zwei Abhandlungen zur Religions und Literatur Geschichte. Stuttgart, 1929, 169 sqq.]
|