Этюды по семантологии литературных форм   —   Лист 4

Конспект

сообщения «Παρακλαυσίθυρον», сделанного 21 января I935 г.
на кафедре классических языков ЛИФЛИ.


Цель и метод. С.В.Меликова-Толстая написала прекрасную отатью об античной серенаде, казалось, исчерпывающую1. И всё-же ничего не объяснено, кроме книжно-литературной истории. Взгляд на «серенаду» изменяется, когда выходишь за пределы античного материала и книжных путей.
Комос. «Серенада» носит название «комоса». Но стоянка комоса не литература эллинистического периода, а обряд: это процессия, во главе с богом плодородия. Корнфорд прав, что конечное назначение комоса – производительный акт2. Ясно, что лежит под «любовью» песни-комоса. По Марру, ko – me божество растительной пищи и напитка, его двойник – κῶμος = пир, вакхическое веселье, процессия и т.д. (kor-mor = mer-kor = Mer-cur. (К вопр. об ист. процессе в освещ. яф. теор., Избр. раб. III 164)3.
Комос – явление не только аграрное, но и плодородное в узком смысле. Его колядовый характер в дни Пианепсий и Тергелий4, когда приносились жертвы Солнцу (Гелиосу) и Вёснам (Горам). Мальчики ходили из дома в дом с эйресионой, особой растительной веткой, обвитой шерстью; они вешали венки на двери домов подобно тому, как это делали и комасты – любовники, и пели при этом особую колядку (Sch. Ar. Eqq. 729, Plut. 1054, Vesp. 399, Plut. Thes. 22). Такими же колядовыми песнями служат и комастические аграрные песенки о прилете ласточки и «коронисма»5. В этих колядовых комосах те же термины, которые характерны дня любовных комосов. И здесь вожак процессии говорит о стояньи в преддверии: ἕστηκ᾽ ἐν προθύροις, (Эйресиона, I D[iehl.] v. 11), и здесь он

Комментарии:

1 [Меликова-Толстая С.В. Серенада в античной литературе // Известия Академии Наук. Отделение гуманитарных наук, 1929, N 7, C.549–573.]
2[ Cornford F. The Origin of Attic Comedy. Leipzig, 1914.]
3 [Марр Н.Я. К вопросу об историческом процессе в освещении яфетической теории / Избранные работы. М.-Л., 1934, т. III, с 164.]
4[Пианепсии – осенний афинский праздник варки бобов; Таргелии – весенний ионийско- аттический праздник начатков урожая.]
5 [См. ниже примечание 12.]