Этюды по семантологии литературных форм   —   Лист 6

в эйресионе – εἴδεσιν, νεῦμαι-νεῦμαι, ἤλθομεν, коронисме – ὅκου πόδες φέρουσιν и т.д. Это приходит ласточка, входят Плутос, Эвфросина, Эйрена – боги плодородия и обилия, Добрая Судьба, Гигиея, женские добротные богини. Они «приходят», как поется в эйресионе, «ежегодно, подобно ласточке» (v.10). Это годовой урожай, земледельческая весна, плодородие земли и женщины. Отроки, которые приходят колядовать, говорят о приходе именно богов, богинь, птиц. Ясно, что человеческая природа отроков не может заслонить тех, за кого они представительствуют.
Что же означают двери и преддверья? Термины любовного комоса ἐν προθύροις и πρὸς θύρῃσι [«в сенях, перед дверьми»] являются терминами и аграрного комоса.
Двери. Самоотворяющиеся двери (ворота) фигурируют уже в Илиаде. Но эти скрипящие двери (скрип дверей типологичен и для «серенады») находятся на небе, и владеют ими Времена Года: αὐτόμαται δὲ πύλαι μύκον οὐρανοῦ ἃς ἔχον ὧραι [«сами собой заскрипели ворота небес, которыми ведают Горы (Времена Года)»] (Il. V 749, VIII 393). Об этих «вратах неба» и «вратах солнца» (отворяющих и затворяющих тучи, Il. V 751, VIII 395) можно много найти у Порфирия (De antro nymph. 24 ss.). Главное в том, что «природа двувратна», δίθυρος φύσις (ученье Платона о двух входах и выходах, на небо и на землю, – один для входа на небо солнца, другой для схождения луны). Двери и врата имеют космическое значение. Отделяя небо от земли, они означают то преисподнюю – смерть, то рождение новой жизни, чадородие и плодородие. Таковы «врата Аида», «врата мрака», «врата в стране мертвых» (Il. V 397, 646, XXIII 71 и мн. др. Usener, Der Stoff, 226, 2271). Отсюда – имена, образованные от значения «ворот», как Пилад, Эври-пил, Гипси-пила, Пиларт, Пилей, Пилий и др. – хтонические имена (Eitrem, Hermes, 36, 382). В погребальном культе имело место смазыванье дверных косяков (ib.19). Эти дверные косяки, дверной столб, дверные задвижки, кольца и перекладины двери или

Комментарии:

1[ Usener H. Der Stoff des Griechischen Epos / Kleine Schriften. Leipzig-Berlin, 1913, Bd IV.]
2 [Eitem S. Hermes und die Toten. Christiania, 1909.]