Этюды по семантологии литературных форм   —   Лист 7

ворот – все было объектом культа (Ср. Ис[айя] 57,8. Исх[од] 21,6, Второз[аконье] 15, 17 и др.). Но особенно – порог (Eitrem, [там же,] 13 ss.). Семантика смерти сказывалась в том, что под дверным порогом погребали умерших, вариантно – перед дверьми и перед воротами, при входе в город, перед межой (ib. 4 ss., E. Rohde, Psych.2 I, 1971). Удрученная горем Пенелопа садится не в кресла, а на порог, и начинает плач по сыне (Od. IV 716 ss.). Напомню, что до сих пор подавать руку через порог считается дурной приметой.
Рядом с этим Янус, бог двери, призывался при беременности. Он разрешал роды (Tert. Ad. nat. II 11, Eitrem, 33). Προθυραία была родильной богиней, Эйлифией (Orph. h. II. Ab.2). Богиня судьбы и смерти, Адрастея полагала свои законы, сидя в преддверии пещеры Ночи (Orph. fr. 109–110 Ab. Ср. Первая книга Маккавейская 1, 55). В мифе, фольклоре, поэтической речи ворота и двери имеют значение органа чадородия (Arist. Eccl. 990 «когда ты бьешь в мою дверь», ворота жены в сказке «Верная жена», Русск. сказки, Азадовск., II 3463. Ср. в Библии: Вооз берёт Руфь при воротах, Руфь IV 11, Фамарь – блудница у ворот, Быт[ие] XXXVIII 14).
Я бы не сказала, что отсюда получается образ персонифицированных дверей. Напротив, такой образ древней и исконней, чем атрибутивная роль дверей -ворот, появляющаяся впоследствии. Живая, самоотворяющаяся дверь, которая слушает и передает песни, угадывает желанья, чувствует, имеет свои мнения, плачет и радуется – обычный образ древних людей. Самые выразительные примеры у Плавта, и не только в «Куркулионе»4. У греков: Медее «сами собой поддались засовы дверей, отскакивая назад» (αὐτόματοι θυρέων ὑπόειξαν ὀχῆες ... ἄψορροι ἀναθρῴσκοντες Ap. Rh. IV 41, Kroll5). У Солона (3, 27 ss. D[iehl.]) двери не желают впускать

Комментарии:

1 [Rohde E. Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. Bd. 1–2, Freiburg i.B., 1898.]
2 [Orphica / Ed. E.Abel. Leipzig, 1885.]
3 [Русские сказки. Избранные мастера. Редакция и комментарии Марка Азадовского. М.-Л., 1931–1932.]
4 [Эти примеры рассматриваются в главе из монографии «Паллиата», помещенной ниже.]
5 [Kroll J. Gott und Hölle. Der Mythos vom Descensuskampfe. Leipzig-Berlin, 1932.]