Этюды по семантологии литературных форм   —   Лист 9

параллельно сопровождаемая диалогом мертвеца и стража. Мертвец угрожает, собираясь разбить двери вдребезги. Свою угрозу он приводит в действие.
Тексты египетских пирамид: между тем и этим светом закрытая дверь с засовом. Нужно открыть двери, разбить засовы. Покойник бродит от двери к двери. Это двери горизонта, неба. Покойник взывает к привратнику. При эпифании двери отворяются, засовы падают. Цель всей сцены – добиться открытия дверей. Диалог происходит между покойником и привратником. «Кто ты, откуда?» – Откройте. Я тот, который... и т.д. Огромна древность этих диалогов. В них чередованье вопросов и ответов – длинный ритмический ряд их. В ответ на троекратные вопросы покойник отвечает рассказом о себе (Kroll, [там же], 194 ss.* ). Однако, Книга Мертвых дает более древнюю версию: диалог происходил между покойником и самими дверьми. Они не хотят его принять; он умоляет (Ср. Лившиц в Сб. Марру Академии Наук, 1935, 2361) «Открывать двери», как и совершать чудеса, умеют одни колдуны (Kroll, [там же,] 483. Ср. магов, которые заклинаниями отворяют двери аида, Luc. Men.6).
У вавилонян та же битва у двери, мольба об открытии, угрозы «я разобью двери, разрушу засовы, выведу мертвецов, подниму двери, разобью столбы» (Kroll, [там же,] 207, 210, 215, 224).
Морская богиня закрывает врата перед Гильгамешем. Он грозит их разбить, она пропускает (Тураев, 1372). В «Сошествии Иштар» богиня требует у врат впуска. «Привратник, открой твою дверь, чтобы войти мне. Если ты не откроешь дверей ... я разобью дверь, сломаю засов, сокрушу вереи, оторву створки, выведу покойников». Богиню пропускают через семь врат нагой; обе злобствуют, она и богиня преисподней (там же, 129).

Комментарии:

1 [Лившиц И.Г. Время-пространство в египетской иероглифике / АН СССР – Н.Я.Марру. М.-Л., 1935.]
2 [Тураев Б.А. История Древнего Востока. СПб. 1912, Ч.1.]