Кафедра классической филологии 2   —   Лист 6

дами стоит знаменательная фигура Ф. Ф. Зелинского. Утраквист, большой и тонкий знаток классических языков и культур, энтузиаст античности, эстет, олимпиец по гриму и призванию, Зелинский пытается сконструировать новую буржуазную античность, освобожденную от жандармских шпор, с золотым обручем на голове. Его можно понять, как реакцию на бесперспективную школу Соколовских учеников-фактологов, как реакцию на классицизм Зенгеров и Кассо. Зелинский пропагандирует обывателям античность, заступается за классическое образование, читает, издает, пишет, переводит, составляет школьные комментарии и пособия. В академических работах по греческой трагедии и комедии, по Цицерону и ритмике римской прозы Зелинский достигает положительных результатов; но его «проблемы» компрометируют науку, а его анализ всегда поверхностен и претенциозен. Октябрьская революция сметает его. Не находя сбыта эротическому декадансу и стилю «антик модерн», Зелинский эмигрирует за границу и становится врагом советской страны.
Этим знаменуется разложение и конец Санкт-Петербургской* классики. Были пройдены этапы формальной эмпирической науки, от Грефе в немецко-русском виц-мундире эпохи Аракчеева и Голицына, через предельные для своего времени достижения отдельных выдающихся представителей русской передовой науки, вплоть до загнивания и опошления классики вместе с царизмом. Революции предстояло закончить эту главу и начать новую.

Комментарии: