Крест в могиле   —   Лист 1

КРЕСТ В МОГИЛЕ


1. Узника-Иисуса берут из тюрьмы в судилище, и после насмешек над ним, бичевания и поклонения его шутовскому рангу, распинают на кресте, посреди двух разбойников. Затем Иосиф Аримафейский снимает мертвое тело и предает погребению, а книжники и фарисеи ставят у гроба стражу, которая должна охранять тело от похищения учеников (Мт. 27). Но Иисус воскресает (по версии в “Деяниях Пилата” ученики похищают труп), – и, к ужасу стерегущих, тела нет (Мт. 28). Это совпадает с приходом к гробнице Марии Магдалины, Марии еще одной, или, вообще, группы женщин.
2. Начиная с глубочайшей древности, существовал рассказ (так наз. об Ефесской матроне) о жене, неутешно оплакивавшей труп своего мужа, которую увидел солдат, уговорил есть и пить, и тут же соединился с нею. Солдат этот охранял трупы распятых на кресте преступников от кражи родственников; пока он проводил время с вдовой, один такой труп, действительно, исчез; и тогда, желая спасти своего случайного любовника от кары, вдова отдает для распятия тело своего оплаканного мужа.
3. Из всех международных версий этого мотива особенно показателен вариант у Апулея в его Золотом Осле. Там вдова сходится с юношей, охраняющим труп ее дорогого покойника от злых духов; и, действительно, тело оказывается невредимым, но похищают злые духи черты лица у юноши, и потом заменяют их восковыми. Юноша этот, переодетый солдатом (?), нечаянно носит имя покойника, нечаянно делается похож на мертвого, и потому падает жертвой. Да и все функции его здесь – функции покойного мужа: он сходится с женой, которая облачена в траурное платье и омыта слезами, с женой, так же олицетворяющей в этот момент смерть, как и сам покойник. Архаичность этого варианта показывает первоначальные черты рас

Комментарии: