сказа: 1) Труп охраняется от похищения не людей, а злых сил; 2) под покровом соединения вдовы с солдатом тело охраняется и остается невредимо; 3) солдат-юноша не случайный объект женской распущенности, а заместитель мужа.
4. Итак, под рассказом о развратной жене перед нами лежит сказание о благодетельной силе акта производительности, который спасает силы, лежащие в смерти, и дает им оплодотворение. Эта идея плодотворящей смерти особенно выдвигается в деталях других вариантов: в древне-индусском рассказе и у Петрония солдат спускается к вдове в могильную яму, и акт их соединения вершится в гробу мужа. Как дублирующие мотивы, здесь же, в гробу, рядом с актом воспроизведения, дается мотив еды и питья вдовы, и ее траурная, при оплодотворении, одежда.
5. Этот переход из смерти в новую жизнь – есть образ воскресения. Так, в новелле Боккаччио “Воскресший”, где один аббат дурачит глупого мужа, усыпляя его и мнимо хороня, а затем в его же платье соединяется с плачущей “вдовой”, – именно здесь муж находится временно в преисподней, до того момента, когда жена его становится беременной, и тогда воскресает из гроба. Здесь, в варианте этого же мотива об Ефесской Матроне, еще очевиднее, что аббат-заместитель мужа, что акт пребывания мужа под землей находится в связи с плодотворящим актом жены, и что понятия беременности, как нарождения новой жизни из чрева смерти, и воскресения, как выхода из гробового мрака, тождественны.
6. Итак, муж Ефесской Матроны спасен, оплодотворение свершилось, воскресение произошло: в самый момент благодетельного акта тело распятого на кресте исчезало – мертвец воскрес. Теперь жена вместо ожившего мужа заменяет место на кресте мертвым трупом,
Комментарии: