плодородия подстерегающих демонов зла. Солдат у матроны Петрония есть тот же юноша у дамы Апулея, который обязан охранять покойника и нести все его функции, чтобы тем отвращать дурную силу.
9. Английский антрополог Патон говорит, что тройное распятие Христа, среди двух преступников, есть часть обряда из Сакей, и что в данном случае представитель божества распинается троично, как одно лицо. История сюжета подтверждает его: Христос распят, как узник (в мотиве – преступник), как временный представитель смерти, ожидающий воскресения. Мария1, богиня плодородия (в мотиве – жрица грешной любви), в трауре и слезах приходит к гробнице Христа, где сидит и охраняет могилу юноша-ангел: здесь на ея глазах воскресает Христос, и одновременно тело исчезает, и стража в ужасе разбегается. Смерть побеждена, воскресение торжествует. Но Ефесская богиня плодородия, сидящая в пустом склепе, в слезах и траурных одеждах, узнает, что распятый узник исчез, и заменяет его трупом своего паредра, говоря нам, что это тело воскресшего и тело умершего – один и тот же образ смерти, перешедший в воскресение.
10. Этот сюжет, порожденный идеями плодородия, имеет, однако, и более древний вариант, чисто солнечный, до нас дошедший в “Поклонении кресту” Кальдерона. Здесь герой, благочестивый юноша (Eusebio, εὐσεβής), рождается у подножия креста со знаком креста на груди, воспитывается пастухами и влюбляется в героиню, не зная, что это его сестра-близнец, с такой же божественной памяткой. Брат героини вызывает его на поединок и падает жертвой; герой, вынужденный спасаться от разгневанного отца, становится разбойником, как и героиня-сестра, насильно запертая в монастырь, покидающая его из-за Эусебио, который хотел здесь овладеть ею, но
Комментарии: