казывается яркий луч солнца. И этот-то Хиль, страж мертвого тела, сам появляется перед нами в последующих ролях: 1) шута, 2) несущего на себе крест, 3) мнимого солдата, 4) мнимого разбойника и 5) привязанного к дереву. Итак, вот его сюжетная биография: шутовской персонаж, quasi – распятый, дублер главного действующего лица как, одновременно, разбойник и солдат, на дереве умирающий и охраняющий тело распятого. Это и есть юноша, заместитель мужа ефесской дамы; солдат, двойник мужа безутешной вдовы; воин, дублер Христа.
Крест на могиле – символ воскресения – дает жизнь герою Кальдерона (I, 3) и спасает от смерти героиню (III, 17). С мотивом любви или без нее, это перед нами только одна идея жизни в смерти, оплодотворения из смерти, нового рождения, воскресения, спасения от смерти. Оттого первоначально пьеса Кальдерона называлась не “Поклонение кресту”, а более близко сюжету – “Крест в могиле”: “оплодотворение в могиле” или “воскресение из могилы” равно олицетворяются крестом и входят в “мотивы креста” параллельной метафорой.
6 июля 1925 года
(Один из этюдов к “Трем сюжетам”)
О. Фрейденберг*