К семантике фольклорных собственных имен   —   Лист 4 (об.)

мершие боги древних религий продолжают бытовать среди крестьянства еще по наследству от угнетенных народностей; и не в силу «верований», но в силу пережиточности и косной традиции пантеон архаических богов продолжает жить в отсталых слоях крестьянства и несет свои своеобразно классовые функции. Обряды этих богов заключаются в том, что женское божество (иногда и мужское, иногда только одно из них) из дерева или соломы ежегодно выдают замуж, либо умерщвляют путем сожжения, утопления или разрывания на части. Имена такой богини варьируются: это Мара, Мария, Марина, Марона, Морена, Морана, Моруйя, Моряна, Мурена, Моржена, Маргарита, Маржена, Марея*, Марея*, Маркита, Макрина, Макрида, Макарида, Маремьяна и т.д.1 В античных версиях к Марии примыкают Мара, Мариам и Мириам, и Марта (Марфа): это библейские и евангельские героини, верней, одна и та же богиня в нескольких вариантах2. В крестьянских культах и в крестьянском фольклоре Мария считается огненной; она сливается с Маргаритой и Макридой, владычицей влаги небесной и плодов, ключницей неба, управляющей солнцем и дождем3. C одной стороны, в безыскусственном фольклоре Марья идет к роднику и находит там ребенка;4 с другой стороны, в библейском мифе Мириам тоже идет к воде и находит там маленького Моисея5. Уже давно раскрыто значение воды, как женского начала; нахождение ребенка в воде – это развернутая в виде ситуации метафора материнства. Действительно, Мария, Марина олицетворяет собой женский родящий орган и, как персонаж, есть метафорическая мать, точнее матка:6 и мать всего сущего на земле, и мать всех людей, и непосредственное конкретное начало рождений. Рядом, однако, идет и ее световая характеристика, как дериват небесно-водной природы: Мария – утренняя заря, зарница, звезда морская, светоч, огонь, владычица солнца, зоря; мати Мария ходит и потухает (т.е. на небе)7. Аналогично фольклору Мария изображается в евангельской мифологии: она одета в солнце, под ее ногами луна, на ее голове венок из двенадцати звезд. Вослед ей несется вода, как река; но земля помогает Марии, раскрывает свои уста и поглощает реку8.

Комментарии:

1 Mannhardt, Wald – und – Feldkulte, 265. Афанасьев, Поэтические воззрения, III, 721. Сахаров, Сказания, II, 207 сл. Потебня, Объяснения, 190 сл. Терещенко, Быт. V, 79. А.Н.Веселовский, Разыскания, 91 сл. Маркевич, Обычаи, 10, Usener, Ital. Myth. 100 sqq. и мн.др.
2 Bardenhewer, Der Name Maria, 1896, 152, 154, Movers 30, к Martha дает параллели женских богинь Marthana и Mar – Marna.
3 Веселовский, 91, 93, 97.
4 Там же, 93.
5 Исх. II, 4 сл.
6 Потебня, Объяснения, 106: Bardenhewer, I. c.; Berger в Rev. d. l'hist. d.relig. XVI, 250 sq. видит в деве Марии олицетворение священного конуса.
7 Веселовский, 101. Майков, Великорусские заклинания, №211. Потебня, Объяснен. 107. Bardenhewer, 27.
8 Apoc. Joann. XII, 1; 15–16.