К семантике фольклорных собственных имен   —   Лист 6 (об.)

социально-производственной единицей, в то же время представляют в каждом своем отдельном лице и часть этого коллектива, и всего его целиком; они, будучи собой в раздельности, представительствуют за весь коллектив и носят его имя. Другими словами, они восходят к тотемистическому периоду и сами являются тотемами в прошлом; как след, осталось наречение массовой женщины Марией, массового мужчины Иваном («национальные» имена!). Так, в фольклоре многие богатыри называются Ивановичи; Иванушко – в купальских песнях имя хозяина; Ивановы дети – это все вообще люди; каждый новорожденный, получив крещение, называется Иваном независимо от данного ему имени1. Такие парные соответствия женско-мужских имен, как Макк-Макка (Макко), показывают принадлежность к одному и тому же племени. В таком формальном соответствии находятся примерно, Мария и Марон, эпоним Маронии, связанный с земледелием, растительностью и первым насаждением лозы,2 одна из сущностей позднейшего Диониса. К Марону может служить вариантом Maris*, мифический герой, река, приток Истра3. Женским соответствием, вариантом Марии, можно считать к Марону мифическое животное по имени marra: это собака Икария (тоже ипостаси Диониса), которая заставляет увядать траву и цветы, но растит виноград (по-гречески μαῖρα и μαρjα**, marja, Марья)4. С ней можно связать имя дерева moria (Μορία), того священного дерева, которое играло роль в празднике Панафиней и носило на себе следы подземного культа5. На фармаках, однако, удобнее всего проследить стадиальность парных страстных* тотемов-богов, поскольку они козлы отпущения; в еврейской обрядности козлов заменяет пара петуха и курицы, причем петух своей смертью избавляет от смерти мужчину, курица – женщину6. Но древнее, быть может, пережиток в раввинистической обрядности: вместо курицы и петуха над головой женщины и мужчины вертели горох и боб, а затем бросали их в воду, т.е. топили7. Этот любопытный обряд земледельческого быта показывает, как Макк был некогда бобом и шутом гороховым, который вместе с Маккой (не принцессой ли Горошиной?) подвергался ежегодной насильственной смерти, подобно фармакам и последующим Мариям с Иванами или Иисусом. Тем любопытней вспомнить, что и бытовые шуты-короли, он и она, выбирались на краткое время, что приметой избрания служил боб, и что их царствование8 заключалось в еде мучного пирога, – а затем их изгоняли.

Комментарии:

1 А.Н.Веселовский, Гетеризм, 309.
2 Od. IX, 197 sqq., Diod. 1, 18, 2; 20, 2.
3 Il., XVI, 319, Hrd. IV, 49.
4 Hyg. Fab. 130, Poet. Astr., II, 4, h. 364, Usener, Kallone, Kl. Schr. IV, 15.
5 Suid. s.v., Sch. Ar. Nub. 1005, Mannhardt 26 sq., 221, 257.
6 Brück, Rabbin. Ceremonialgebr., 1837, 25 sq.
7 L. c.
8 L. Schröder, Bohnenverb., 291.

* Maris см. Марис
** Μαῖρα см. Майра