VII
Майскую пару и кукол типа Марены не только топят и сжигают, но и венчают. Момент брака обязателен, и деревня сопровождала его тем, что сама устраивала массовые соединения женщин с мужчинами. Если наука сейчас реконструирует ежегодный священный брак между Иисусом и Марией, то в фольклоре, особенно обрядовом, такой брак лежит на поверхности. Иван да Марья не просто братки, но и любовники: такова увязка между всеми культовыми и фарсовыми протагонистами, между ‛ею’ и ‛им’, богиней-шутихой и богом-шутом. Но самый брак тоже стадиален. В стадии космического мировоззрения брак связан с культом неба, солнца1 и семантически означает победу над мраком; так как в тотемистической системе вожак социально-производственной группы есть тотем, то именно этот вожак и является тем тотемом, ежегодным победителем ночного мрака, который вместе со своей женской, равной ему, парой осиливает временную смерть. ‛Брак’ – это одна из метафор ‛смерти’, семантически равнозначная ей; акт брака – акт преодоления смерти солнца, акт схватки и борьбы с преисподней; брачный обряд – это обряд поединка света и тьмы, обряд солнечной победы. Вожак-тотем, поэтому, ежегодно оказывается ‛победителем’ и ‛женихом’: позднее, в родоплеменном быту, ‛вожак’ становится ‛царем’, ‛тотем’ – ‛богом’, но остается ‛победителем’ и ‛женихом’2. Таким образом, в период космического мировоззрения ‛жених’ и ‛невеста’ – парные тотемы (позднее боги) победы и оживания, одновременно представители всего коллектива (позднее царя и царицы, бога и богини города)3.
В земледельческий период появляется обрядность прямых оплодотворений, массовые браки с целью плодородия, храмовый, аграрный и бытовой блуд. В женщине подчеркнута сторона производительности, ее природа зачатий и рождений, – но в неразрывной аналогии с рождающей и обсеменяемой землей; женщина-божество есть ‛мать’, подобно земле, ‛мать’-‛матка’, олицетворение органа рождений. В мужском боге подчеркнута фаллическая основа оплодотворителя; он говорит в фарсе священные скабрезности, носит огромный фалл и прибавляет эротическую непристойность к обжорству и глупости. Но, как божество страстной смерти, умирающее и воскресающее, он
Комментарии:
|
1 Н.Я.Марр, Яфет. зори, 2.
2 Ср. Его же. Армянский термин arq-ay [’маг’ || ’жрец’ > ’жрец’ – ’вождь’, ’жрец’ – ’царь’ > ’вождь’ ||] ’царь’, ИАН 1920, 100 слл.
3 Cook, Zeus, Jupiter and Oak, Class. Rev. 1903, XVII, 278. – В древнерусской свадьбе жениха называли ’князем’, а невесту ’княгиней, Fletcher XXV (в фольклоре – Потебня, О миф. знач. 79). Во время свадьбы у малайцев с брачующимися обращаются, как с царственными особами; жениха и невесту называют «владыками одного дня» и исполняют в день их владычества все приказания (я и полагаю, что это настоящее значение ’жениха’, в отличие от ’царя’, владыки года; оба термина социальны). У сирийцев в первую неделю брака они «царь» и «царица» и сидят на троне (Краулей, Мистическая роза, 335 слл.)
|