тело нардом и отирающая своими волосами, с сестрой своей Марфой, тоже любимой Иисусом. Есть в евангелии еще и другие Марии, в той или иной степени увязанные с мифом об Иисусе; важно, что все они – Марии. Евангелие не могло, конечно, дать образ Марии, возлюбленной или жены Иисуса – это не подходило к его тенденциям. Но мы знаем из апокрифической литературы и из христианской мифологии, что мать Иисуса не соответствовала той фигуре, какой она являлась в канонических евангелиях; мы знаем, что блудница Мария имеет теснейшее отношение к Иисусу, и что даже в каноне является свидетельницей – она, а не мать, – его воскресения из гроба, т.е. выполняет ту функцию, которая в смежных мифологемах Вавилона и Египта у жен и возлюбленных воскресающего божества. Мария остается блудницей и в фольклоре и в агиографии; иногда это святая, иногда Магдалина (ср. mag-dal-ia по-греч.‛тесто’), но в нескольких случаях и сама богородица. Так, в ряде средневековых легенд она то является подругой Афродиты, то заменяет монахиню-блудницу, одевая ее одежды и выполняя ее работу1. Параллельно Мария-дерево обратилась в «деревянную Марию», куклу из дерева, которая имела значение блудницы; эта деревянная Мария, одна из реплик культовых Марий и Марен, была разновидностью марионеток2. Название кукол марионетками далеко не увязывается с Марион, как именем девы Марии; это, скорее всего, вариант международных богинь типа Марены, английской Марион и др., с той лишь особенностью, что кукла, женская кукла, персонаж кукольной драмы, восходит к матриархальному культу. В этом смысле, марионетка, женщина-протагонист драмы и фарса, является любопытнейшим предшествием мужского актера в театре Диониса. В кукольном театре, с его двумя линиями страстей божества и скабрезных фарсов, мы лицом к лицу сталкиваемся снова с умирающими и воскресающими богами, с Марией преимущественно, и с нашими шутами в форме Петрушки, олицетворяющими еду, глупость и производительность3. Эти фарсы кукольного театра – фольклорный,
Комментарии:
|
1 Saintyves, Les saints success. d. deieux, 317 sqq; Contes Dèvots, фаблио и многочисленные прозаические и рифмованные версии, вплоть до обработки Метерлинком в его ’Сестре Беатрисе’. – А.Н.Веселовский отождествляет Марию и Иоанна с Афродитой и Адонисом, Гетеризм 289.
2 В старинной Италии еще существовал этот праздник, Festa delle Marie; он считался, однако, праздником в честь двенадцати невест, спасенных от разбойников. Восемь дней продолжалось торжественное шествие по всему городу, и во главе шли 12 прекраснейших девушек, покрытых золотом и драгоценностями. Конечно, эти ’золотые’ 12 Марий – олицетворение небесных светил. Любопытно, что они, как Марион с Робином, связывались с ’разбойниками’ и были ’невестами’. Вот эти-то Марии не всегда были живыми; их роль исполняли деревянные куклы (т.е. та форма Марий, которая была архаичней, чем Марии живые), и назывались они Marie di legno, что имело дурное и веселое значение. См. Magnin, Hist. d. Marionnettes en Europe, 1852, 63.
3 Dieterich, Pulc. 251 sqq.; Maurice Sand, Masques et Bouffons 2, 1, 2 sqq.; Cornford, Orig. of Att. Com. 1914, 142, 144 sqq.; Reich, Der Mimus, I, 689; Magnin 276; Ровинский, Русские народные картинки V, 227 слл.; Фаминцын, Скоморохи на Руси, 19; Алферов, Петрушка и его предки, 1985; Маркевич, Обычаи, 27.
|