Методология одного мотива   —   Лист 6

в религии и не в филологии, а в теоретической этнологии, то можем без греха вспомнить на кресте благочестивого разбойника Евангелий: по-видимому, образ был допустим и понятен, и между фигурой разбойника и мотивом праведности особой бездны (я хочу сказать: литературной) не существовало. Но пойдем в таком случае дальше. Что понималось под образом дьявола, или разбойника, как* «Эвсебия»a*? К счастью, мы можем отыскать такой сюжет, который нам немедленно помог бы. Вот, не угодно ли припомнить сказание о Роберте-Дьяволе? – Перед нами одновременно дьявол, разбойник и благочестивый служитель веры. Сказания о нем были очень популярны в средние века; древнейшими вариантами обладала, по-видимому, Франция, создавшая в XIII веке Roman* (ed. Тrebutien, 1837b) и в ХIV-м стихотворное Dit (ed. Breul, 1895c) и драматическое Miracle (ed. Frere, 1836d; Fournier, 1879e)11. Это сказание настолько замечательно и драгоценно для целей моих работ, что я буду еще не раз обращаться к нему: вот образец чистейшей легенды, приложенной, однако, к Роберту Норманнскому, фигуре безукоризненно исторической, образец, методологически взывающий к тем, кто по Евангелиям дает историю Иисуса из Назарета, и к тем, кто по Христу и христианской легенде отрицает основателя новой религии! Но я возвращаюсь к Дьяволу; – Роберт еще до рождения был обещан черту, его ранняя жизнь наполнена жестокостью и чрезмерным избытком физической силы. Наконец, честная жизнь ему в тягость; он собирает вокруг себя банду порочных людей удаляется в лес и становится классическим атаманом разбойников. Его отличительная черта – кощунство; он богохульствует и даже убивает

Комментарии:

Mystere de Robert le Diable
Miracle de Robert le Dyable
Le dit de Robert le Diable
Tardel 1900
Roman de Robert le Diable
Роберт Дьявол
Эусебио
aСм. Эусебио
bСм. Roman de Robert le Diable
cСм. Le dit de Robert le Diable
dСм. Miracle de Robert le Dyable
eСм. Mystère de Robert le Diable
1 Тardel H. Die Sage von Robert dem Teufel, 1900, 7 ss.