Об основном характере греческой литературы   —   Лист 1 (об.)

1940 УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЛГУ № 60

ОБ ОСНОВНОМ ХАРАКТЕРЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Проф. О. М. Фрейденберг


1


Греческая литература замечательна своей выразительностью. Она показывает становление жанров и литературного процесса в целом. Однако, несмотря на массу отличительных черт, греческая литература имеет одно ведущее качество, которое позволяет охарактеризовать ее с исчерпывающей максимальностью. Это ее качество – фольклорность.
Греческий фольклор, кроме мифологии, имеет богатую народную науку и так называемую «народную словесность». Однако теоретически наиболее важна та сторона фольклора, которая обращается в классовую литературу. С философской точки зрения, одно явление идеологии становится другим; с точки зрения теории и истории литературы, фольклор, из которого возникает греческая литература, есть не статичная сумма жанровых свойств, а этап художественного сознания.
У Гомера литература еще едва нарождается. Вся сила художественного воздействия гомеровских поэм должна быть отнесена к многовековому народному творчеству. Но если Гомер дает прекрасный образец греческого фольклора, то он менее всего пригоден для показа фольклорного характера классовой греческой литературы. Я намеренно остановлюсь на другом классике, имеющем громадный резонанс в мировой лирике, на высокопарящем и высокопарном Пиндаре. Этот сугубо аристократический певец, стоящий над толпой и слагающий хвалы тираннам, по своим вкусам и взглядам никак не может быть назван народным поэтом. Все, что есть общенародного, общепринятого в предании, он брезгливо отметает, заменяя новой, аристократической трактовкой. Тем показательнее художественное сознание именно такого не народного греческого поэта.
Оды Пиндара представляют собой торжественную и пышную хвалу в честь победителей на физкультурных общегреческих состязаниях. Уже один этот факт показывает историческое своеобразие греческой литературы: в то время, как европейская ода есть ода вообще, допускающая приуроченье к любому торжественному или радостному событию, греческая ода носит такой же местный колорит, как в свое время его носил и миф; отличие лишь в том, что миф локализировал только один какой-нибудь конкретный факт (напр., борьбу Геракла с гидрой), а ода прикреплена ко всякому панэллинскому состязанию,

Комментарии: