носит стране цветущий мир, и наслаждаются блаженством и он сам, и его подданные. Классический образ такого царя дан Гомером:
Страха
Божия полный и многих людей повелитель могучий,
Правду творит он; в его областях изобильно родится
Рожь, и ячмень, и пшено, тяготеют плодами деревья,
Множится скот на полях и кипят многорыбием воды;
Праведно властвует он, и его благоденствуют люди.
Такое царство – рай, а его правитель – праведник, поборовший смерть. Для Пиндара это все несущественно; ему хорошо знакома лишь одна образная схема, и сам он относится положительно к использованию агонистического, состязательного фольклора. Для него, как и для всего греческого народа, традиция еще вполне актуальна, а прервать традицию и приняться за сочинение каких-то совершенно новых песенных форм было бы неслыханно и невозможно. Он обрабатывает и совершенствует агонистическую фольклорную схему, по которой победителем всегда является «праведник», типа благочестивого царя, правитель утопической райской страны; восхваляя такого победителя, Пиндар должен сопоставить подвиг его победы с подвигами умерших, т. е. героев, которыми на греческой почве являются покойники. Так создается пиндаровский нравственный портрет и пиндаровская песенная структура, в которой центральное место занимает рассказ о подвигах местного героя или полубога, а затем идет хвала умершим родственникам победителя и необыкновенное прославление его самого, как благочестивого и праведного царя. Терон, тиранн Акрагантский, настоящий праведник, гордость своих предков. Он гроза для несправедливых, уничтожающий всякую неправду и зло, но поддержка благородных действий людей добра. Песок неисчислим; так никто не мог бы исчислить, скольких людей Терон исполнил радости (Ol. II). Каждый победитель одерживает победу благодаря богам, а затем уже и своей доблести. Победители все храбры, стойки и богобоязненны. Гиерон владеет богатством и славой, высшим проявлением счастья; он мудро правит городами и бесчисленными народами; но его добродетели еще выше, и он храбростью заслужил бессмертную славу, а теперь наслаждается мудрой старостью (Р. II). Аркесилай Киренский всегда выделялся мудростью; это смелый орел, реющий выше всех птиц: в битве и состязании он прекраснее всех, и благожелательный бог посылает ему свою помощь. Богатство, полученное от судьбы, он соединил с незапятнанной добродетелью; с первых дней ему покровительствуют счастье и слава, а мудрость еще больше увеличивает высокую удачу, получаемую от богов. Так он шествует в правде, окруженный сияющим счастьем, правя могущественными городами, и царственный блеск его могущества соединяется с большим умом (Р. V). Трасибул, племянник Терона, покрыт славой; богатый, он мудро пользуется своим достатком; его юность не знает ни несправедливссти, ни заносчивости; во время пиров его веселье сладко, как пчелиный мед (Р. VI). Прямое сердце, как золото: оно познается пробой. Править со славой городами могут только такие добродетельные люди, как победитель Гиппоклес (Р. X). Дом победителя Хромия, сиракузского родствен
Комментарии: