Об основном характере греческой литературы   —   Лист 3

ника тиранна Гелона, всегда был открыт для чужестранцев; его пиры гостеприимны; он мудро пользуется богатством и дает помощь друзьям; ему сопутствует добрая слава. Каждый идет своей особой дорогой в жизни; но итти все должны прямо и бороться сообразно своим силам. В подвиге побеждает храбрость, в совете – мудрость, когда природа дает нам способность предвидеть будущее. Эти два великих качества и соединяет в своем сердце победитель (N. I). Из трудов, которые он с юности совершал, сочетая со справедливостью, тот же Хромий создал себе к старости «вечный день» (N. IX, 44). Тимасарк Эгинский, победитель в поединке, добрым – благосклонный друг, страшный противник злым (N. IV). Победитель в беге колесниц, Ксенократ Акрагантский, благодаря своим благим добродетелям, возвышается над всеми людьми. Любимый гражданами, живя среди них, он любит разводить скакунов и заботится о том, чтоб занять место на всех пирах богов. Никогда вокруг его гостеприимного стола не переставал дуть благосклонный ветер (I. II).
И так дальше, и так дальше без конца. Качествами победителя оказываются: доблесть, прямота, правда, благочестие, гостеприимство, покровительство друзьям и добрым, борьба со злом и со злыми. Все победители почитают богов и предков, завоевывают громкую славу своей семье и потомству. Они мудрые правители, любимые подданными, справедливые цари бесчисленных городов и народов. Но почему они все именно таковы? По-видимому, потому, что все они победители в борьбе. Победа дает им все эти качества. Они добываются в поединке. Тот, кому суд присудил победу после борьбы, носитель справедливости, мудрости, доброты. Его ждет бессмертие, хотя бы в песне Пиндара: победный поединок приравнивается к подвигу.
И, однако же, не сам победитель служит предметом восхваления в эпиникии Пиндара; главное структурное место принадлежит не ему, а богам и героям. Центральный рассказ, составляющий позвоночник эпиникия, посвящается передаче мифа, где главным действующим лицом является либо местный герой, либо герой, мифический родоначальник восхваляемого победителя. Сколько победных гимнов, столько различных мифов; в каждом мифе, среди окружения богов и героев, разыгрываются подвиги или страсти того или иного полубога. Культ героев дает себя здесь знать с такой же силой, как и в трагедии: рядом с троянским циклом мифов огромное место занимает, как и в трагедии, фиванский цикл. Но у Пиндара структура более обнажена, чем в сложной трагедии. Здесь еще совершенно ясна связь этого культа героев с культом предков и общая их смысловая подпочва, состоящая в загробной образности.
В каждом эпиникии победитель рассматривается на фоне подвигов мифических героев, но везде он выступает не один, а в окружении своих ближайших родственников, главным образом, умерших. Во II Олимпийской оде говорится о предках победителя, гордостью которых он является; этим предкам покровительствовала счастливая судьба, давшая им за их добродетели богатство и славу. Но счастливый жребий, полученный от богов, скоро обратился в несчастье для тех, от кого произошел победитель: это был род Лаия. И вот

Комментарии: