Об основном характере греческой литературы   —   Лист 4

их подвиг; конечно, это блаженство в раю, за такими же роскошными пирами. В этом отношении особую роль у него играет Геракл, знаменитый подвижник языческого мифа; он совершает труд за трудом, деяние за деянием. И что же? Этот герой, олицетворяющий справедливость, в виде награды за свои знаменитые подвиги получает великолепное воздаяние: он взят в счастливое жилище богов, где пирует рядом с Зевсом Кронидом, наслаждаясь спокойствием и миром; это брачный пир, и его супруга – цветущая Молодость, Геба (N. I, 69–72). Геракл, мифический атлет и укротитель коней, звероборец, есть типизированный победитель состязаний. Поэтому он часто захаживает, со своей наградой в Пиндаровские оды. То говорится, что он на Олимпе является супругом Гебы, прекраснейшей из богинь (N. X, 17–18); то дается более распространенная хвала. В III Истмийской Пиндар опять повторяет, что сын Алкмены был взят на Олимп после того, как исследовал всю землю и глубокие бездны моря, очищенные им от чудовищ; и вот, обитая ныне у Эгидодержца, в состоянии прекраснейшего счастья, он почитаем бессмертными как их друг, и женат на Гебе, – владыка золотых домов, зять Геры (55–60). Да, стоит поработать на земле и помучиться в подвигах состязаний, чтоб потом сделаться владыкой на небе золотого дома! Что это за золотой дом – понятно; Вечная Молодость здесь не свойство его обитателей и хозяев, а сама хозяйка; пиры богов здесь обычная вещь. Золотой дом, вечная молодость, необыкновенное счастье… И владыкой этого всего является герой, олицетворяющий собою огонь – Геракл. Солнце – вот награда победителю смерти и Кербера, атлету и борцу.
Его дубликатом в мифе является Персей, тот же образ огня и подвига; в сущности, это он, а не Геракл, очищал от чудовищ море, – но миф часто их, одинаковых, путает. Конечно, и у Персея награда не хуже, чем у Геракла. Так, ни на корабле, ни пешком нельзя найти чудесную дорогу к Гипербореям. Но один Персей пировал у них. Зайдя к ним в дом, он застал их за жертвоприношением: они закапали для бога гекатомбы ослов. Пирами, благоговейными молитвами наслаждается здесь Аполлон и смеется непристойной наглости этих животных. Здесь присутствуют Музы; девичьи хоры поют под звуки флейт и лир, и, в венках из золотого лавра, радостно пируют. Священное племя не знает ни болезней, ни старости; оно далеко трудам и битвам, избегая жестокого суда Немезиды. И вот один Персей, смелый сердцем, попадает сюда, в сообщество блаженных людей (Р. X, 29–46).
Все эти мифологические примеры не реют в воздухе эпиникиев. Они увязаны органическим образом с судьбой самого победителя. Награда героя, как и подвиги героя, это награда и подвиги победившего борца. Так и в нашем случае. Гиппоклес Фессалийский, победитель в двойном беге, может быть сопоставлен с Персеем. «Бог может иметь невредимое сердце. Но блажен и прославлен в гимнах мудрых людей и тот муж, который, осилив руками или доблестью ног, благодаря смелости и силе, берет величайшую награду, и еще при жизни видит молодого сына, справедливо получающего Пифийские венки. Медное небо никогда не могло бы быть доступно для их восхождения; самые блестящие радости, которых мы, смертный род,

Комментарии: