как на этой базе, как ее параллель, возникает образ праведного царя и блестящего победителя; рядом скопляются образы умерших предков, переменного счастья, непобедимого рока, тщетных надежд, безысходности – и на их базе, как их параллель, мотивы немеркнущей славы, подвигов героев, великой награды и блаженства. О некоторых из эпиникиев (как II Олимпийская, I и III Пифийские, X Немейская оды) я уже, с этой точки зрения, говорила. Приведу еще некоторые добавки. В VII Олимпийской рассказывается, как с помощью Гефеста и медного топора Зевса из вершин Зевсовой макушки рождается Афина. Она издает такой при этом крик, что приходят в ужас и Небо и мать Земля. Таким образом, с помощью огня рождается с высот новый огонь, и это вызывает, само собой понятно, сотрясение всей природы. Космогония готова. Остается только прибавить, что Зевс в момент этого миротворчества покрывает город золотым снегом, а Солнце устанавливает в честь нового божества культ. Но людям недоставало, по их убожеству мысли, огня. Тогда Зевс собирает желтую тучу и проливает золотой дождь. Этот Зевс-Прометей доставляет людям огонь в виде металла: то и другое одинаково означает солнце. И все эти золотые дожди и золотой снег дополняют прямое вмешательство в наш миф Солнца, оно же огонь: мы имеем несколько вариаций рождения огня, или, что то же, огненного потопа, золотого солнечного пожара. Спрашивается: должен ли, если это потоп и пожар, последовать дележ мира, его распадение, а затем и новое рождение? По-видимому, должен; по крайней мере, таково мнение Пиндара, который переходит к рассказу о том, как Зевс и прочие бессмертные делили землю. В это время, оказывается, не был еще виден ни Родос, ни Солнце; Родос находился в подводной бездне, а Солнце совсем отсутствовало. И вот – самое интересное! – никто не мог ему, отсутствующему, дать его удела. Зевс уже был в затруднении, как вдруг само Солнце увидело на дне моря плодородную и приятную для животных землю. Одна из Мойр дает торжественную клятву посвятить этот остров, если он всплывет на поверхность, божеству света. Остров всплывает на поверхность моря в виде новой земли, Родоса, где отныне Аполлон получает резиденцию и культ. Так, вслед за огненным потопом, наступает дележ мировых уделов, и в этом акте получения жребия рождается Солнце и новая Земля. На почве этого мифа складывается хвала олимпийскому победителю в кулачном поединке – «мужу, нашедшему доблесть в кулачной борьбе». Ему испрашивается у Зевса благодарность и среди городов и среди чужестранцев: мотив, который говорит о том, что мы находимся в обществе благочестивого мужа. Так и оказывается: он идет дорогой блага, избегая враждебного пути гибриса, и горит мудростью, завещанной ему его предками. Город почитает его в пирах; но в один и тот же удел времени с разных сторон устремляются раз личные ветры. – Эпиникий, начавшийся за здравие, кончается, все же, за упокой.
Интересна и IX Олимпийская. Сперва идет речь о борьбе олицетворения огня, Геракла, с Посейдоном, богом воды, и Аидом, смертью. Затем вторая, более отчетливая, версия. Черная земля наводняется потоками воды. Зевс искусно вызывает ее отлив и создает новый род людей. По его замыслу Девкалион и Пирра, спустившись на землю
Комментарии: