О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках   —   Лист 25

сюжету об Эдипе. В «Семи против Фив» Эдипа, в «Царе Эдипе» Софокла (и «Эдипе в Колоне»), в «Финикиянках» Еврипида действует сюжет о братьях-врагах, рожденных Эдипом от собственной матери, Полинике и Этеокле. Эти братья делают со своим старым отцом то, что Франц Моор сделал и со своим стариком: заточают его заживо, чтоб его сочли умершим1. Затем они завладевают Фивами и должны по году царствовать, сменяя друг друга. Но Этеокл не пожелал уступить Полинику, и у Фив возгорелась бойня; оба брата погибли в единоборстве. В архаичном греческом сюжете еще нет любовного мотива; у братьев-врагов есть сестра, Антигона, которая хоронит своего брата Полиника, и за это ее заживо погребают, как монахиню Вальтер Скотта, отдавшуюся сатане2. Не сомневаюсь, что в этом месте Франк-Каменецкий скажет, что мотив смерти есть более древняя замена мотива любви, но пусть он это скажет в своем семинарии3. Но что для меня облекается вдруг в плоть и в кровь, это фигура отца. У Роберта и Мерлина это черт, виновник их бедствий; у Эусебио это бросивший его и потом преследующий его отец; у Карла это старый Моор, проклявший его; наконец, у мессинских норманнов в нем, как в Эдипе, весь узел зол. У Демона это сам бог-отец, отвергнувший его и проклявший, пожалуй... пожалуй, это бог-отец «Гаврилиады», третий соперник, рядом с ангелом и чертом. Кстати, если уж итти по этим рельсам, то у Шекспира в «Короле Лире» тот же сюжет, те же злые сестры и одна кроткая, и их отношения с отцом таковы же; особенно этот сюжет подчеркнут и повторен в Глостере, имеющем злого сына Эдмунда и доброго Эдгара, причем именно добрый рисуется у обрыва дьяволом4.

18 февраля. Заканчиваю. Надоело. Вчера на консультацию пришел ко мне аспирант 1-то курса и спросил следующее: 1)является ли

Комментарии:

1 У Еврипида («Финикиянки», 63 сл.) мотив действий сыновей – скрыть позор забвением; «он живой в доме», – добавляет к этому Иокаста.
2 Имеется в виду известная сцена из «Айвенго».
3 Франк-Каменецкий вел в ИРКе семинар по генетической поэтике, в котором занимался историей поэтических метафор. См. также его опубликованные работы: Отголоски представлений о матери-земле в библейской поэзии / Язык и литература. Т.VIII. Л., 1932. С. 121–136; Разлука как метафора смерти в мифе и в поэзии / Известия АН СССР. 7 сер. ООН. Л., 1935. № 2. С. 153–173, а также теоретическую статью: К вопросу о развитии поэтической метафоры // Советское языкознание. 1935. № 2. С. 93–145.
4 См. подробнее об этом мотиве в работе О. М. Фрейденберг «Слепец над обрывом» (Язык и литература. Т. 8. Л., 1932).