сюжет продуктом классовой идеологии? 2) если да, то есть ли у него своя история? – Я ответила, что этот вопрос уводит нас от современности. Я строго пояснила, что современность заключается не в том, чтоб разрабатывать современные проблемы, а чтоб брать хотя бы и с устарелых точек зрения фактические события современности. Я прибавила еще строже: «В плане постановки новых научных проблем современность есть понятие хронологическое, а не методологическое».
19 февраля. Назойливый аспирант пришел опять. Он заявил мне, что выбрал тему, подсказанную ему недавно виденной пьесой в конструктивном театре «Святой черт или бог-разбойник». У меня подкосились ноги и я схватилась за стол, за которым выдают зарплату. «Дело в том» – сказал аспирант – «что я задумал переложить чисто-конструктивную одновременность сюжетных тождеств на их социальное оформление в виде сценария кино». И не успела я молвить слова, как он стал демонстрировать передо мной лито-монтаж, картину за картиной, начиная со стадии мифотворческого мировоззрения, когда все мои сюжеты концентрировались в одном образе света-тьмы, дня-ночи, солнца-преисподней; передо мной замелькали сцены из охотничьей жизни, из раннего и позднего земледелия, из племенного быта с его пантеоном богов, из которых каждый, как бог, еще одновременно был чертом, анти-богом. Эти боги двоились, вступали в борьбу друг с другом и менялись функциями – добрый бог света принимая функцию злого, а злой – доброго. Постепенно на картинах начинает появляться и причина, из-за которой двое богов единоборствуют: город, женщина, старый, отщепившийся образ бога-отца и т.д. Вдруг – прыгает миф о Фритиофе, взятый из старинной исландской саги. Фритиоф добивается Ингеборги, но ее мрачный брат прячет ее в