О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках   —   Лист 28

разбойником Дубровским. – Но вот мой сюжет поскакал дальше бешеными темпами. Вот греки, еще не введшие разбойника в сюжет, хотя в жизни у них было сколько угодно бандитов и пиратов. Вот скачет картина, изображающая норманнов, мировых разбойников-завоевателей. Здесь разбойники получают социальную значимость, попадая из обычного бытового явления в общественно-осознанный факт; разбойник становится героем и исторической личностью, и там, где раньше был злой брат, темное божество смерти, черт, там теперь выступает разбойник. Начинают пробегать сюжеты о Роберте I Дьяволе, герцоге норманнском1, о завоевателях Сицилии норманнах, о Робине Гуде времен норманнского завоевания, о викингах, соперниках Фритиофа. С 11–12 века разбойник выполняет активную классовую функцию, функцию классовой борьбы, становится героем низов, защитником бедных и грозой угнетателей-дворян. И Робин Гуд назван на экране «любимым национальным героем». Дальше, на следующей картине, разбойник из актуальной общественной фигуры, имеющей яркую классовую значимость. попадает к дворянским и буржуазным поэтам в качестве идеологического рафинада, как тип положительный, бунтарь против мещанской морали и установленных законов, но как дворянин, лишенный имущества и поместий. Герцог у Шекспира – это уже разбойник в шутку, и притеснители-дворяне, против которых борется Робин Гуд, здесь животные и птицы; но тот же Робин Гуд из рыцарской поэмы, Орландо Шекспира, Карл Моор и Косинский, Эусебио Кальдерона, появляющийся на экране Дубровский – это благородные разбойники из высшей землевладельческой знати, протест которых вызван потерей родовых замков и имений. На экране ясно демонстрируется, как у придворного поэта и служителя инквизиции, Кальдерона, как у Шекспира, обслуживающего буржуазные верхушки и дворян, как у Пушкина, либерального дворянина, – их

Комментарии:

1 Историческую основу легенды о Роберте Дьяволе (признаваемую далеко не всеми) прослеживал Боринский: K.Borinski. Zur Legende von Robert dem Teufel Zeitschrift für Völkerpsychologie. Bd. XIX. S. 84; Eine ältere deutsche Bearbeitung von Robert le Diable Germania. 1892. № 1. S. 60, ср. Ив. Жданов. Василий.... // ЖМНП. 1894. III. C. 95 сл. См. историю этого герцога в норамнской исторической хронике: Les cronicques de Normendie (1223–1453); Réimprimées Pour La Première Fois D'après L'édition Rarißime De Guillaume Le Talleur (mai 1487) avec variantes et additions tireés d'autres édition et de divers manuscrits, et avec une introd. et des notes par A.Hellots. Rouen, 1881.