О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках   —   Лист 29

разбойники не несут функции ни классового протеста, ни классовой борьбы; но мотивировка остается, хотя и в личном плане, чисто-имущественная, и тем самым, поверх авторской головы, не трудно вскрыть их социальную значимость, их классовое лицо. Чтоб оттенить его, на следующей картине дается современная низовая разбойничья романтика, которая делает из разбойника классового мстителя, яркого выразителя классовой ненависти и активного бойца. Разбойник заменяет и предвосхищает революционера, защищая обездоленных, спасая детей, раздавая имущество богачей беднякам, убивая угнетателей, собственников, состоятельных, равно преследуя дворянина, кулака, буржуя. Но здесь же показано, как Разин, Пугач и Кудеяр бессмертны и живут в подземных садах и в пещерах, где считают золото, на лодке-ковре свободно плывут по Волге, взвиваются на конях выше леса1. Кармелюк – полон милосердия, бескорыстия и высшего призвания2; разбойники раздают деньги беднякам и сиротам, а сами идут в скитание («по сиротам – по бедным раздавали злато – серебро и все имение-богачество»3); они спасают от гибели детей, они благочестивы и блюдут молитвы и уставы; крест на могиле – это главная их забота4. Итак, они остаются Эусебиями, почитателями благочестия и креста, ревнителями святости. Эта картина носит название: «Генетическая основа не прервана, но увязана с новой социальной значимостью и получает различные классовые функции». Дальше идет лента с переключением разбойника снова в черта; как разбойник, с социальной и с семантической точек зрения, имел различные содержания и нес различные классовые функции, так и черт уже выполняет новую роль в классовой борьбе. За серией религиозных сюжетов – еще раньше мифологических – еще раньше космогонических – теперь развертывается лента с новой семантикой чер

Комментарии:

1 «По преданиям, Разин или Пугач жив доселе и сидит в пещере, считает окружающее его золото; Кудеяр – разбойник разгуливает около кладов в невидимом, подземном роскошном саду; вообще по рассказам народа, атаман разбойников всегда окружен был чудной силой и властью, вместо лодки расстилал ковер по Волге и плавал свободно, взвивался на лошади от преследований выше леса стоячего и проч.» (Аристов Н. Об историческом значении русских разбойничьих песен. Воронеж, 1875. С.165; ср. предание о жизни Стеньки на отдаленном острове: Там же. С. 51).
2 Фрейденберг использует здесь опубликованное в «Киевской Старине» (1886, март. С. 499) беллетристическое (хотя и рекомендуемое как основанное на источниках) произведение польского писателя Ролле «Кармелюк».
3 Цитируется по Аристову (Об историческом значении... С.140): Раздавали разграблено злато-сереброИ все имение богачествоПо тем ли сиротам по бедныим,По тем ли церквам по божиим;Сами пошли скитатися по разным странам.
4 См. Аристов. Об историческом значении... С. 50 и 140–141.