Орестейя в Одиссее   —   Лист 1

который убил хитрого «отцеубийцу». Нестор (3, 197) сперва лишь упоминает о возврате Атрида, убийстве, мести Ореста. Почти в тех же словах о том же говорит опять Афина (3, 234). Телемах задает Нестору вопросы об убийстве Агамемнона (3, 248). Нестор подробно отвечает (3, 255). Клитемнестра и в помыслах не имела ничего худого, когда Эгисф опутал ее хитростью. Он погубил певца, стража при ней, а когда вернулся супруг, убил и его. Семь лет он царствовал, а на восьмой прибыл Орест и убил его вместе с матерью. Менелай тот же рассказ ведет от имени Протея (4, 512). Агамемнон был занесен морской бурей к отцу Эгисфа, а затем вернулся домой. Доносчик Эгисфа заметил его. Эгисф спрятал двадцать человек, выехал навстречу Агамемнону и пригласил его со спутниками на пир, где всех их убил. Протей не знал, жив ли Эгисф или уже убит Орестом. Одиссей (13, 383) очень короток. Он уверен, что и ему было бы суждено погибнуть в своем доме, если б не помощь Афины. Наконец, трижды рассказывает тень Агамемнона (11, 405; 24, 95 и 199). Одиссей передает о своем свидании с нею и о заданных ей вопросах о смерти Агамемнона (11, 387). Тень дает наиболее подробный вариант. Она особенно оттеняет гнусную роль жены. Заодно с нею убил Эгисф царя и спутников на пиру. Жена убила Кассандру и не закрыла умершему мужу ни глаз, ни уст. Он возвращался к своим детям, но коварная жена убила его. Тень предостерегает Одиссея от доверия жене и советует возвращаться тайно. Второй рассказ Агамемнона в аду содержит упоминание об убийстве Эгисфом и предательстве жены. В третьем рассказе Агамемнон говорит о преступлении жены и дурной памяти о ней в потомстве.
Двенадцать вариаций Орестейи в составе Одиссея не могут, конечно, считаться простой эпической вставкой. Миф о возвращении Агамемнона уместен в поэме о возвращении Одиссея. Но связаны ли эти две истории у самого Гомера? Оказывается, очень. Едва Зевс рассказал об Эгисфе, Афина завела речь об Одиссее (1, 45). Афина приводит Телемаху в пример Ореста, которому тот должен уподобиться (1, 301). Нестор, ссылкой на Ореста, побуждает Телемаха стать сыном-мстителем (3, 196): в этом скрыто отождествление Агамемнона и Одиссея, Эгисфа и женихов, Ореста и Телемаха. И Телемах отвечает пожеланием так же отмстить женихам, как отмстил Орест (3, 205). Отождествление продолжается и дальше, Афина противопоставляет судьбы Одиссея и Агамемнона (3, 232). Тогда Телемах начинает расспрашивать Нестора о гибели Агамемнона, словно для этого они прибыл к старцу. К Телемаху обращается весь рассказ Нестора, который своими советами отождествляет поведение обоих сыновей-мстителей. Только в плане отождествления Телемаха и Ореста, переплетения постов Одиссея и Агамемнона становится осмысленной поездка Телемаха к брату Агамемнона. Менелай подробно излагает Орестейю (4, 512–549), а об Одиссее говорит мимоходом, в нескольких словах (555–560).
Но особенно показательна Орестейя, Одиссеем рассказанная: именно тут Одиссей отождествляет себя с Агамемноном, с той разницей, что у одного гибель свершилась, у другого могла свершиться. Агамемнон обращается в аду непосредственно к Одиссею; его тень появляется первой из всех мужских теней. Если исключить особые роли Эльпинора и Тирезия, такое первенство само по себе говорит о близости к Одиссею; из женских теней первой является к Одиссею мать. В рассказе Агамемнона подчеркнут параллелизм Клитемнестры и Пене

Комментарии: