Орестейя в Одиссее   —   Лист 2

В Одиссее каждое действующее лицо имеет целый ряд дубликатов по линии прямой или обратной симметрии, и эта множественность удвоений говорит о большей, нежели в Орестейе, архаике: там Эгисф один, здесь их сонм, и легко показать, как каждый раб, каждая рабыня удваивает, по функции, или Одиссея, или Телемаха, или Антиноя, или Пенелопу.
Таким образом, присутствие в Одиссее Орестейи объясняется общими конструктивными законами мифосложения. Здесь две версии одного и того же мифа из цикла постов, лишь в одном случае возвращение трактуется в метафорах нового брака, в другом случае – смерти. Там, где миф имеет дело с версией брака, Одиссей убивает женихов своей жены и возвращает себе право мужа; сын с ним. Но в Орестейе дана „обратная» версия, смерти. Здесь муж убит, претендент убит, жена убита. Остается один Орест.
Дальнейшее течение мифа уже не уместно в Одиссее. Однако его нужно знать, чтоб понять присутствие в Одиссее Орестейи. Трагики показывают весь миф до конца, потому что они не связаны мотивом возвращения. И вот оказывается, что к тому времени, как остается один Орест, на сцене уже появляются Электра с Пиладом, брак которых заканчивает Орестейю. Итак, сказка про белого бычка. История родителей прошла, начинается миф сызнова с теми же компонентами, но в перестановке имен и функций. Один персонаж весь целиком назначен к смерти, – это Агамемнон с женой и ее другом; другой целиком к жизни – это Одиссей с женой и сыном, но также сын Агамемнона, Орест, с сестрой и своим другом, ее мужем.
Миф оперирует статарными образами и не умеет никого характеризовать. Он, взамен внутреннего движения, передвигает и переименовывает свои фигуры. Так, в драматизованном мифе характеристика среды заменяется несколькими поворачиваемыми декорациями (периактами). В эпическом мифе такую функцию выполняет параллельная группа фигур, объединенная „обратным» к центральному повествованию мотивом. Орестейя в Одиссее – это фронтальный метод рассказа, который еще не умеет описывать и характеризовать, а дает все дополнительные или новые черты в прямом показе резко-обратной стороны того же самого, лишь иначе названного и по другому инсценированного.

Проф. О. М. Фрейденберг
Кафедра классической филологии

Комментарии: