О социальном факторе в образовании греческой литературы
Опубл. Научная сессия ЛГУ 1948 г.: тезисы докладов по секции филол. наук. – Л., 1948. – С. 51–53.
|
ЛЕНИГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
УНИВЕРСИТЕТ им. А. А. ЖДАНОВА
НАУЧНАЯ СЕССИЯ
1948 г.
Тезисы докладов
по секции
филологических наук
ЛЕНИНГРАД
1948
|
|
|
О* социальном факторе в образовании греческой литературыПроф. О. М. Фрейденберг
1. Социальный фактор играет решающую роль в создании и наделении своеобразием всех фактов греческой литературы: он представляет собой конкретный этап классовой борьбы, отраженный (как учит Ленин) в художественных образах. Социальный фактор не действует непосредственно, минуя то сознание, которое творит литературное произведение. Следует бороться с механистическим понимаем социального фактора, в том числе с буржуазной «полисной» теорией, согласно которой черты, присущие греческому городу – государству, непосредственно объясняют особенности греческой литературы.
2. Греческая литература не возникает на пустом месте. Теории образования греческой литературы, игнорирующие самое проблему становления первой по времени литературы и сразу наделяющие ее гармонией содержания и формы, напоминают богословские теории о возникновении мира из ничего
|
|
|
3*. В Греции нет строго ограниченных жанров: внутри драмы находится лирика, проза существует в форме поэзии, лирика носит повествовательный характер. Это невозможно объяснить, не показав, что все жанры греческой литературы имею общую смысловую ткань, возникшую в результате познания реальной действительности задолго до появления классовой греческой литературы. Однако, этот смысловой материал не претерпел бы без конкретных классовых предпосылок того диалектического скачка, который и обратил его в новое качество, в литературу. Таким образом, долитературный смысловой материал представляет собой динамическую, изменчивую категорию, всецело зависящую от социальных условий, которые организуют его своеобразие и могут придавать ему самый разнообразный характер.
4. Греческая литература дает показательный образец роли социального фактора, так как она на различных этапах классовой борьбы отражает различную систему противоречий и борьбы между старым и новым. Теории, которые требуют только формального изучения античных литератур, без учета противоречий, понимают социальный фактор слишком упрощенно. Для них вся диалектическая суть социального фактора обращается в разорванные
|
|
|
и* противопоставленные «топику» – с одной стороны, и «специфику» – с другой.
5. Специфика греческой литературы может быть вскрыта только путем конкретного классового анализа, который один в состоянии показать ведущее противоречие греческой литературы, а именно диалектическую взаимосвязь старого и нового и крепнущую тенденцию к преобладанию нового.
6. Самое содержание термина «специфика» различается по отдельным историческим этапам. Нужно бороться с абстрактным, формалистическим понимаем специфики, в которой видят выпадение из закономерности, крайнюю индивидуализацию факта, что совершенно неверно для античных литератур. Специфика не только не отрицает связи явлений, но подчеркивает их закономерность.
|
|