Поэтика сюжета и жанра 1   —   Лист 2 (об.)

ни что-либо третье вообще (атмосферу, светила, плодородие и пр.), а все они являются продуктом своеобразного восприятия мира, разноморфными образными передачами единого семантического смысла.
8. Насколько незначителен сдвиг в развитии материальной базы и общественных отношений в архаической формации, настолько незначительны и сдвиги сознания. Стадиально изменяется или значение метафоры, и тогда ее структура остается прежней («вор» = смерть, «вор» = похититель собственности), или ее внешние оформления: охотничья терминология метафор заменяется земледельческой, матриархальные представления вытесняются патриархальными (тотем-зверь обращается в бога-растение и скотину, «брак» в «блуд» и «спасение», «кровь» в «вино» и т. д.). Такое новое структурное изменение образа не вызывает, однако, его основного семантического смещения.
Б) I. 1. Ритм осмысляется повторно к слову и к действию; ритмические, словесные и действенные акты, интерпретируя действительность одинаковой семантикой, с самого начала идут параллельно, как изначальные различия смыслового тождества. Такой стадии нет, где они синкретичны.
2. Связным словесным актам предшествуют акты плача и смеха; их запевало – групповой вождь = тотем, ритмически выкрикивающий в повторах имя тотема ( = коллектива, природы, себя). Называнья, поздней инвокации, семантизирующие смерть и оживание в борьбе, являются и обращением к тотему (поздней к богу). Эти заплачки поются при шествии, при борьбе, при разрывании тотема, при еде его мяса и крови; их содержанием служат, впоследствии, подвиги победившего тотема (деяния, славы) или его претерпевание при разрывании (страсти, трены),

Комментарии: