учением умершего или перед смертью. Дидактика сливается с гномикой, изречением мудрости. Безумие, глупость, шутовство – метафоры смерти, «мудрость» это «жизнь», «свет», «сияние». Гнома – главное содержание заплачки-элегии; дидактические песни, становясь припевами, прикрепляются к концу плачей, песен о звере, к эротической песне и т. д.
6. Среди большого количества песен, циркулировавших в каждом племени, при самостоятельных словесных, музыкальных и мимитических репликах, одна песнь сливалась по содержанию с другой, не имея никаких природных «лимитов», связанных с «эмоциональной взволнованностью», «эпическим спокойствием» и т. д. Ямб и элегия, элегия и сколий, сколий и эпиграмма – позднейшие условные обозначения их структур, которые могли переходить друг в друга и меняться.
II. 1. В родовом обществе стабилизуются обряды, состоящие, как обычно, из еды, борьбы и шествия, но с особо выдвинутой ролью борьбы; одна их часть реконструируется из панэллинских игр (особ. Олимпий), другая из этрусских погребальных (и триумфальных) обрядов, из пантомим и гладиаторских игр римских подмостков, где участниками были умершие (позднее приговоренные к смерти), которые должны были быть растерзанными и умирать на сцене. Такие единоборства зверей и людей варьируются в Греции борющимися (состязующимися) коллективами зверей, еще дальше – хором, маскированным зооморфически. Этот хор, – общественный коллектив тотемистического периода, – множественно-единичен и говорит в первом лице множественного числа; у него уже резкие поло-возрастные различия и женщина устранена от участия, замененная ряженым мужчиной; водитель хора, хорэг, вмещает функции корифея, первого актера, архонта-царя и того лица,
Комментарии: